Конспект урока и презентация. Звук и буква [ф], [ф'], 1 класс. Школа России
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Закрепление звуков [ф], [ф'] и буквы»
Автор: Учитель начальных классов ГОУ «Свердловская СШ № 6 имени Героев 203-й стрелковой Запорожско – Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии» Жиркова Галина Григорьевна
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада. Цель: закрепить умение детей читать слова с буквой Фф, развивать словарный запас, коммуникативно-речевые умения, воспитывать бережное отношение к вещам, интерес к окружающему миру. Оборудование: презентация, мультимедийный проектор Тип урока: закрепление изученного
Ход урока
І. Организационный момент
Добрый день! В добрый час! Рада, дети, видеть вас!
Вы услышали звонок? Он позвал вас на урок.
Улыбнёмся солнышку: «Здравствуй, золотистое!»
Пусть сегодня в каждое сердце солнышко прибавит тепла!
А мы с вами улыбнёмся, пожелаем друг другу добра!
ІІ. Артикуляционные упражнения 1) Упражнения для развития дыхания.
-Возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.
-Звукоподражание. Вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, рычание собаки, уханье филина.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
К нам пришла волшебница-фея. Угадайте, с какой буквой будем читать слова?
У вас впереди — интересный день, ведь он принесет новые знания. Мы будем продолжать учиться читать слова с буквой Ф и другими изученными буквами правильно и выразительно, поиграем в речевые игры.
ІV. Повторение и закрепление изученного материала 1) Составь пословицу (работа в парах, слайд)
Следуя за цифрами – подсказками сложи пословицу.
1 5 6 4 12 2 13
Для Фе до го бо на та
3 7 11 9 8 10 14
ше та ра стра не шна .
Для нашего Федота не страшна работа
- Сколько слов в пословице? Объясните смысл пословицы
- В каком слове есть буква Ф? Почему написано с заглавной буквы? 2) Артикуляционные упражнения. Чистоговорка.
Есть одна игра для вас: я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте.
Фа – ва, фа – ва – на дворе растёт трава,
фу – ву, фу – ву – Федя рвёт козе траву,
фы – вы, фы - вы - много он нарвал травы. 3) Игра «Отвечай – не ленись». На все вопросы отвечай словами, где есть звук [ф], [ф'].
-Как называется фонарь для регулирования движения на улице? (светофор)
-Профессия человека, который водит машину, возит грузы и людей? (шофёр)
-Место, откуда посылают телеграммы? (телеграф) 4) Разгадывание кроссворда (работа в парах)
* Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят (ёж)
* Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав, а потому, что он ...(жираф)
- Какую орфограмму нужно вспомнить? (ЖИ-ШИ) 5) Разгадывание кроссворда (работа в парах) 6) Игровое упражнение «Место звука»
Филин ухнул на опушке, разбегайтесь все зверушки.
Ведь ему фонарь не нужен, чтоб найти полночный ужин.
Игра «Телеграфисты». Звуко-буквенный анализ ФИЛИН (слайды) 7) Игра «Камни и подушки» - мальчики хлопают, когда слышат твердый звук [ф], а девочки - когда мягкий звук [ф'] (алфавит, физкультура, Африка, финики). 8) Игровое упражнение «Поймай звук» (футбол, портфель, флот, профессия, финиш). Гимнастика для глаз 9) Повторение алфавита (слайд)
Хочешь хорошо читать, надо имя букв всех знать.
Повторяй, не ленись, с нами вместе потрудись. 10) Игровое упражнение «Театр букв» (покажите букву Ф) 11) Чтение прямых и обратных слогов (слайды) 12) Игра «Конец слова – за тобой»
Кто придумает конец,
тот и будет молодец (фа-, фи-, фе-, фо-) 13) Ребус (фонари, шарф). Сколько слогов? (слайд
Физминутка (с движениями) 14) Игровое упражнение «Слово заблудилось» (слайд)
Чтоб ошибок избежать, будем зоркость развивать.
В игре проверить можешь сам своё внимание к словам
- Чтение слов «белка скачет по деревьям», громко, шёпотом, быстро, медленно, «волна», «сорока стрекочет».
15) Игровое упражнение «Прочитай слова ручейком» (слайды)
фабрика Фёдор
шарф Филипп
фара Фома
флаг Федора
фамилия Феликс
- В каком произведении встречается имя Федора? Кто автор?
- Какие произведения этого автора вам ещё известны?
16) Игра «Слоговой конструктор» (работа в парах, слайд)
ЛИ ЛЫ ВА РО СО
НИ НЫ РА ВО КА
КО БА ТЫ ЗА СА
(Лиса, сова, корова, коза, коты, соколы, волы, кони, бараны, вороны, собака, сорока …)
V. Обобщение и систематизация знаний (слайд)
1) Работа по учебнику. Чтение шутки С. Маршака.
- Почему это стихотворение названо шуткой? Где же взял туфельки слон?
2) Работа над текстом «Обувная фабрика».
а) Чтение текста учениками. Какие чудеса увидел на фабрике Федя?
б) Упражнение «Губы», «Молния», «Дикторское» чтение.
в) Работа в группах (Метод Цветных шапочек)
*Белая шапка. Поясните слова: фабрика, фасон, конвейер.
* Чёрная шапка. Понравилось ли вам поведение мальчика?
* Красная шапка. Ваше отношение к мальчику?
* Зелёная шапка. Что бы вы посоветовали мальчику?
* Жёлтая шапка. Почему нужно бережно относиться к личным вещам?
* Синяя Шапка. Что нового вы узнали из рассказа?
Это каждому известно: вещи надо класть на место.
Сами вещи не растут, вещи сделать – нужен труд.
Вещи все ты береги, не ломай, не мни, не рви.
г) Развитие речи «Снежный ком» (слайд)
VІ. Итог урока. Рефлексия (слайды)
1) Продолжи предложение: «Сегодняшний урок научил меня…»
2) Игра «Вопрос-ответ» (отвечать словами со звуками [ф], [ф'].
- Какой у тебя звук? [ф], [ф'].
- Как тебя зовут? (Федя)
- Какие у тебя любимые цветы? (Фиалки) Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
хорошо работай в школе, добросовестно учись!
Презентация на тему: Звук [ф] и [ф'] и буква Фф. Урок обучения грамоте в 1 классе