Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Тема «Имя прилагательное. Обобщение знаний»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение знаний»
Автор: Учитель начальных классов ГОУ «Свердловская СШ № 6 имени Героев 203-й стрелковой Запорожско – Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии» Цель: вспомнить и уточнить представления учащихся об имени прилагательном
как части речи. Задачи:
1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему; делать выводы, обобщения; расширять и обогащать речь учащихся;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку. Ожидаемый результат:
1. Учащиеся устанавливают зависимость имени прилагательного от имени существительного, умеют определять род, число, падеж имён прилагательных в словосочетаниях.
2. Учащиеся используют имена прилагательные для того, чтобы сделать речь точной и выразительной, используя эпитеты и сравнения.
3. Учащиеся определяют тему текста.
4. Ученики работают в группах, принимают совместное решение и озвучивают. Тип урока: обобщающий Оборудование: проектор, компьютер, слайдовая презентация (задания для работы в парах, группах и для индивидуальной работы)
Ход урока
І. Организационный момент
Вы ладони протяните, в них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.
ІІ. Самоопределение к учебной деятельности (слайды)
Высказывание К. Г. Паустовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “Урок”
ІІІ. Каллиграфическая минутка
- Что напоминает эта строка? Какие буквы спрятались? ая яя ый ий ой ое ее ые ие
- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе?
– А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имён прилагательных)
- Допишите по 2 прилагательных м. р., ж. р., ср. р. с данными окончаниями.
Упр. 101, с. 46 (устно) - образовать от каждого слова однокоренное имя прилагательное.
По завершении работы появляется девиз урока «УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ».
ІV. Мотивация учебной деятельности.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Какую часть речи вы употребили?
V. Сообщение темы и целей урока
- На протяжении нескольких недель мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя прилагательное». Наше путешествие подошло к концу. Какие цели поставим перед собой?
Обобщить знания …… Развивать умения ……
VI. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение о частях речи, об имени прилагательном.
2) Игровое упражнение «Волшебная шкатулка» (работа в тетрадях)
3) Игровое упражнение «Найди пару» (слайд). Взаимопроверка.
4) Физминутка с движениями.
5) Игра «Подари признак предмету» (работа в группах, карточки). Повторение правила работы в группе.
VІІ. Обобщение знаний об имени прилагательном 1) Повторение об имени прилагательном (работа в парах)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет; с) признак предмета; в) действие предмета.
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие?
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу; л) по существительному с ним связанному.
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая, яя; о) ое, ее; и) ый, ий, ой.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным; н) второстепенным.
Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый; е) аккуратный; о) хлопотливый.
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка; и) вода; е) уводить.
Прилагательное это:
о) часть слова; и) член предложения; е) часть речи.
- Какое ключевое слово вы получили? СКЛОНЕНИЕ (слайд) 2) Алгоритм определения падежей у имен прилагательных 3) Устное упражнение в распознавании падежей имён прилагательных. 4) Комментированное письмо, упр. 102, с 47. Согласуйте существительное и прилагательное в нужном падеже.
Определение безударного окончания прилагательных во мн. числе (устно, слайд)
В глубок… озере, хорош… делами, на лесн… поляне, в ближн.. лесу, к звонк… ручью.
Прилагательное детям дарит маленький секретик:
В окончанье есть вопрос- ты, дружок, не вешай нос.
Легче правил нет на свете – что - в вопросе, то – в ответе. 5) Физминутка «Весёлая зарядка» 6) Словарная работа. Игра «Аукцион». Февраль – звуко-буквенный анализ. 7) Работа в группах. Игровое упражнение «Узнай птицу» (снегирь, синица, дятел, воробей, клесты, ворона)
- По описанию узнать, о какой птице идет речь (каждая группа читает загадку). Записать эти слова, подчеркнуть орфограммы. (один ученик у доски).
- Найти в тексте имена прилагательные множественного числа. Выписать словосочетания с прилагательными, выделить окончания, определить падеж. 8) Слушание стихотворения А. Блока «Ворона»
– Какие прилагательные использованы?
VІІІ. Актуализация знаний по теме 1) Развитие речи (с 49, упр. 106)
- Люди по- разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами.
Рассмотрите в учебнике репродукцию картины И. Грабаря "Февральская лазурь".
-Почему художник выбрал это название? Словарно-лексическая работа. 2) Чтение текста упражнения 106
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!..( Алексей Плещеев) Задание: по ключевым словам сочините стихотворение о весне (весна, ото сна, настаёт, поёт). 3) Игровое упражнение "Снежный ком" (работа в парах, слайд) 4) Работа по редактированию текста. Пришла … весна. Зеленеет …. травка. Журчат ….ручейки. Распустились …. подснежники.
- Чего не хватает в тексте-описании?
- Работа по группам. Выслушиваются тексты, составленные детьми. 5) Тест «Имя прилагательное» (карточки). Проверка на слайде.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) Кто? Что? б) Какой? Какая? Какое? Какие? в) Что делать?
2. Имя прилагательное - это
а) часть слова б) член предложения в) часть речи
3. Имена прилагательные обозначают:
а) действие предмета б) признак предмета в) предмет
4. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с глаголом б) с существительным в) с местоимением
5. Выбери верное утверждение:
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым
в) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
6. Имена прилагательные изменяются:
а) по родам и числам б) по родам в) по родам, числам и падежам
ІХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Сегодня на уроке вы были умные, внимательные, активные, красивые, добрые,
воспитанные. Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке?
Урок подходит уж к концу и требует оценки. Прошу его вас оценить, но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами и их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать и сделать вывод с вами: каким он был?..
Отличным, скучным, хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким?
Х. Домашнее задание (разноуровневое)
1 уровень. Упр 106, с 49. Спишите предложение, в котором даётся описание февральского утра.
2 уровень. Упр 107, с 49. Составить описание по картине И. Грабаря (проза, поэзия)
Скачать Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение знаний»
Здравствуйте, Галина Григорьевна! Очень интересный, грамотно построенный урок русского языка! Отличная презентация. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Творческих успехов! голос