Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность, 6 класс. Внеурочная деятельность

Тематическое планирование. Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 6 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности» (ОПД) составлена на основе:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».

Данная программа интеллектуальной направленности. Для реализации программы используется Пособие «Основы проектной деятельности школьника» под редакцией Е.Я. Когана. Авторы: Голуб Г.Б., Перлыгин Е.А., Чураков О.В.. Методика.– Самара, ИД «Федоров», 2006.

Современный образовательный процесс сложно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область применения во всех сферах системы образования.

Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Учебный проект – это форма работы, ориентированная на изучение какой-либо законченной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.

Цели работы:
• Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
• Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
• воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
• формирование интереса к знаниям, расширение общенаучного кругозора учащихся,
• развитие интеллектуальной функции (вспомнить, узнать новое, освоить работу с программами, получить навыки работы над проектом),
• развитие креативного, творческого мышления, воображения,
• развитие воли (умения довести поставленную перед собой задачу до конца),
• развитие позитивной «Я – концепции» (я знаю, я умею, я могу… - чувство собственного достоинства),
• развитие эмоциональной сферы (развитие положительных эмоций: радость, сочувствие, сопереживание),
• развитие сотрудничества, умения работать в команде (взаимопомощь, взаимообучение).
• развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
• привить навыки сотрудничества с другими людьми;
• активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
• привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
• активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
• развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Задачи программы:
• Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
• Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
• Научить работать с различными источниками информации.
• Научить способам первичной обработки информации.
• Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты с помощью компьютера.
• Научить работать в группе, команде.
• Научить оценивать свои и чужие результаты.
• Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
• Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• Умение ориентироваться в информационном пространстве;
• Самостоятельно конструировать свои знания;
• Интегрировать знания из различных областей наук;
• Научиться критически мыслить.

Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Технологии, методики:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 6 класса, рассчитана на 1 час в неделю 35 часов в год. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

Планируемые результаты изучения курса
Результаты проектной деятельности направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

В результате обучения по данной программе обучающийся научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- классифицировать;
- наблюдать;
- готовить проекты по алгоритму, а так же тексты собственных докладов, сообщений;
- составлять план действий по своему проекту;
- высказывать своё мнение;
- презентовать свою работу.

В результате обучения по данной программе обучающийся получит возможность научиться:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи и точку зрения;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией;
- создавать под руководством учителя исследовательские работы, оформлять доклад, исследовательскую работу;
- работать в группе, в паре: вести диалог, координировать свои действия с партнёром, доброжелательно и - чутко относиться к людям, сопереживать;
- принимать решения;
- самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, организовывать рабочее - пространство и рационально использовать время.

Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские:
- генерировать идеи,
- выбирать лучшее решение;
социального воздействия:
- сотрудничать в процессе учебной деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
- следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
оценочные:
- оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
информационные:
- самостоятельно осуществлять поиск нужной информации,
- выявлять, какой информации или каких умений недостает;
презентационные:
- выступать перед аудиторией,
- отвечать на незапланированные вопросы,
- использовать различные средства наглядности,
- демонстрировать артистические возможности;
рефлексивные:
- отвечать на вопросы: "чему я научился?",
- "чему мне необходимо научиться?",
- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
менеджерские:
- проектировать процесс,
- планировать деятельность, время, ресурсы,
- принимать решение,
- распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты обучения
- дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи;
- осознание роли риторики в речи людей;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- интерес к созданию собственных текстов;
- умение работать в группе.

Предметные результаты
В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- ресурсах и их использовании;
- способах презентации проекта;
- написании отчета о ходе проекта;
- рисках, их возникновении и предотвращении;

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
ставить цель;
составлять и реализовывать план проекта;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
делать выводы;
оценивать работу по критериям оценивания;
выбирать соответствующую форму проектного продукта;
создавать основные слайды для презентации проекта;
оформлять результаты проектной деятельности;
проводить рефлексию своей деятельности;
работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
работать в парах и в группах.

Метапредметные результаты
Коммуникативные
развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником; условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания;
преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных);
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные
предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах;
получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных проектов;
предполагать, какая информация нужна;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные
планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия;
сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске;
умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Возможные результаты проектной деятельности обучающихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.

1. Содержание рабочей программы
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы,особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и
самостоятельных проектов.

Календарно – тематический план
1. Вводное занятие. Основы проектной деятельности. (1 час)
2. Проект и его типы. Классификации проектов.(1 час)
3. Постановка задачи проекта. Выделение цели. (1 час)
4. Возможность поиска путей достижения цели и задач проекта. Роль интернет ресурсов. (1 час)
5. Выбор области осуществления проекта. (1 час)
6. Выбор темы проекта. (1 час)
7. Сбор информации по выбранной теме. Обзор ресурсов. (1 час)
8. Сбор информации по выбранной теме. Анализ полученных знаний. (1 час)
9. Роль различных источников в достижении цели проекта. (1 час)
10. Выбор источников.(1 час)
11. Выбор источников. Выделение основного материала. (1 час)
12. Обобщение и систематизация найденной информации. (1час)
13. Обобщение и систематизации найденной информации. (1час)
14. Способы оформления проекта. (1 час)
15. Выбор способа оформления проекта.(1 час)
16. Алгоритм и его реализация. (1час)
17. Составление плана работы. (1 час)
18. Корректировка плана работы. (1 час)
19. Работа над основной частью проекта. (1 час)
20. Работа над основной частью проекта. (1 час)
21. Подбор задач. (1 час)
22. Подбор задач. (1 час)
23. Подбор задач. (1 час)
24. Оформление проекта. (1 час)
25. Оформление проекта. (1 час)
26. Оформление проекта. (1 час)
27. Работа над выводами проекта. (1 час)
28. Работа над выводами проекта. (1 час)
29. Способы защиты проекта. (1 час)
30. Способы защиты проекта. (1 час)
31. Оценивание проекта. От чего зависит. (1 час)
32. Логика и математика в защите проекта. (1 час)
33. Защита проекта. (1 час)
34. Защита проекта. (1 час)
35. Защита проекта. Выводы о проделанной работе. (1 час)

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока английского языка в 6 классе Социальный проект в школе Проектная деятельность в 4 классе Проект для школьников по домоводству

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность

Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование

Математическая игра для 7 класса с презентацией
Опубликовано: 1173 дня назад (8 февраля 2021)
Просмотров: 3351
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!