Формирование пространственного воображения у младших школьников, на уроках математики с использованием интерактивной доски
Аннотация
Пространственное воображение играет весомую роль в современном образовательном процессе: оно содействует успешному усвоению геометрического материала, в частности – стереометрического, где необходимо уметь читать изображения фигур, мысленно представлять требуемый объект, удерживать в поле зрения сразу несколько объектов и оперировать ими. Поэтому важной задачей в начальном обучении является овладение детьми младшего школьного возраста навыками пространственного воображения в соответствии с предъявляемыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программой начального общего образования.
Проблема исследования: исходя из выше изложенного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время все еще существует необходимость сосредоточения внимания к проблеме развития пространственного воображения: пространственное воображение содействует восприятию окружающего мира в реальном измерении, способствует успешному освоению геометрических понятий.
Цель работы: теоретически обосновать и доказать эффективность применения интерактивной доски для развития пространственного воображения у младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, определить понятие «пространственное воображение»;
2. Раскрыть возможности применения программного обеспечения интерактивной доски на уроках математики в начальной школе.
3.Выявить уровень сформированности пространственного воображения у учащихся начальной школы, проанализировать ее результаты.
4. Разработать и апробировать комплексы уроков математики с включением в них работы с программным обеспечением интерактивной доски направленного на развитие пространственного воображения у младших школьников.
Ключевые слова и словосочетания
Пространственное воображение, формирование, программное обеспечение, интерактивная доска, геометрический материал.
* * *
Воображение не дается человеку при рождении, оно возникает в ходе деятельности, в том числе, познавательной. Воображение позволяет познавать окружающую нас действительность. Для того чтобы воображение могло проявить себя, оказывая помощь в процессе приобретения новых знаний, необходимо снабдить человека наличным опытом. Воображение будет тем богаче, чем обширнее наличный опыт человека, относительно отдельных частей и элементов того предмета или явления, которое предстоит изучить. В ходе познавательной деятельности, как видно из практики, воображение играет значительную роль, т.к. без него процесс обучения был бы очень затруднительным, а по графическим дисциплинам практически невозможным.
Пространственное воображение - это умение мысленно моделировать и "представлять" различные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.
С целью формирования пространственного воображения в 1 классе, геометрический материал целесообразно изучать в виде дидактических блоков. Дидактические блоки имеют единый принцип построения и формируют определенную систему деятельности.
В общем виде дидактический блок выглядит следующим образом:
1. Форма - свойства предметов окружающего мира.
2. Объемная фигура - форма предмета.
3. Элементы объемной фигуры, их количество.
4. Плоская фигура как графический «след» элементов объемной фигуры.
5. Взаимное расположение фигур. Фигура как особый случай взаимного расположения других фигур.
6. Отличительные особенности и свойства геометрических фигур.
7. Измерение, графическое изображение, моделирование, графическое комбинирование геометрических фигур. Чтение чертежей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ учебников и учебных программ, наблюдение, математическая обработка данных.
Исходя из сказанного, объектом нашего исследования являются особенности развития пространственного воображения с помощью интерактивной доски на уроках математики.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем методические приемы применения программного обеспечения интерактивной доски для развития пространственного воображения у младшего школьника.
Гипотеза исследования: развитие пространственного воображения у младших школьников на уроках математики при использовании программного обеспечения интерактивной доски будет эффективным, если:
Уделять внимание активизации интереса и пространственной ориентировки при выполнении заданий геометрического характера, систематически использовать развивающие упражнения, разработанные на основе принципа усложнения с использованием интерактивной доски.
Содержание отобранного для изучения геометрического материала должно быть разнообразным (в смысле одновременного ознакомления учащихся с двумерными и трехмерными фигурами), обеспечивать непрерывность (не допускать периодов бездействия и пропусков) и равномерность (не допускать перегрузки на каких-то этапах) процесса формирования пространственных представлений и воображения у учащихся.
При отборе содержания необходимо учитывать, что формирование умений оперирования образами является основополагающими для работы в геометрическом пространстве. Деятельность образного мышления является приоритетной в возрасте 6-11 лет. Поэтому пространственное воображение как разновидность образного мышления необходимо развивать уже в начальной школе. Целенаправленная работа с образами необходима в младшем школьном возрасте и для развития творческого начала в ребенке (образное мышление, связанное с созданием многозначных контекстов, лежит в основе творческой деятельности).
Библиографический список
1. Маклаков А.Г. Общая психология : Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2004.
2. Методика обучения геометрии. Учебное пособие. Под редакцией Гусева В.А. – М. : Издательский центр «Академия», 2004.
3. Немов Р.С. Психология . В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии.-М. : Владос , 1998.
4. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики// Начальная школа + до и после, 2004, № 9, с. 47-48
5. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. – С.-Пб.: Издательство СОЮЗ, 2000г.
6. Якиманская И.С. Методы исследования невербального мышления сб. тестовых методик И.С. Якиманская, В.Г. Зархин, О.С. Зяблова, X.М.Х. Кадаяс, А.Ю. Лебедев; [под ред. И.С. Якиманской] М. 1993.
7. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: “Академия”, 2004. – 320 с.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Похожие статьи:
Игры на развитие творческого воображения для младших школьников
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов