Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Групповая работа на уроках литературы в 9 классе. Грибоедов «Горе от ума»

Из опыта работы учителя литературы. Групповая работа на уроках в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Пояснительная записка
Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, в которой реализуются все виды взаимодействий: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа», «ученик – учитель», где важной составляющей становится исследовательская, поисковая деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Практическое применение групповой работы учащихся показывает, что именно эта форма работы как нельзя лучше позволяет реализовывать образовательные функции. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система ценностей человека.
Сейчас перед учителем стоит задача – воспитать ученика, умеющего учиться, умеющего вести диалог, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех учащихся класса в активную работу на уроке. В группах обсуждаются разные варианты решения проблемы, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Цели групповой работы могут быть разными: целью может быть процесс взаимодействия и продукт, который получается в процессе этого взаимодействия. В процессе этого урока важно держать в фокусе обе эти цели.
Работа в группах может обеспечить глубокое, осмысленное обучение. Преимущество групповой работы состоит в том, что в совместной работе можно справиться с более сложным заданием и развить определенные навыки. Главное – она должна быть тщательно продумана, точно спланирована и в нужной степени направлена учителем.
Этапы работы
В 9 классе при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» такая форма работы оказалась эффективной. Безусловно, что она требует серьезной подготовки как учащихся, так и учителя.
I этап. Подготовительный.
Учащимся заранее раздается алгоритм работы группы. Учащиеся в свою очередь между собой распределяют, кто и какую часть работы возьмет на себя. Алгоритм составлен таким образом, что каждый участник группы выполняет приблизительно одинаковые по объему задания. Работая по алгоритму, учащиеся исследуют текст комедии по заданному направлению. В процессе подготовки учитель курирует учащихся, выясняет степень готовности, отвечает на вопросы, направляет при отборе материала.
Также в процессе подготовки ребята могут оформить презентацию своего материала.
Основная задача этого этапа – подготовиться к презентации своего проблемного направления.
Алгоритм работы 1 группы.
Тема: проблема «ума» в комедии.
Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.
• найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «ум», «умный» и др. однокоренные слова;
• сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица;
• подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об «умном» человеке этих героев; найдите общее и различия;
• составьте групповой ответ - доказательство предложенного тезиса (можно компьютерную презентацию).
Сделайте общий вывод: «Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»: (закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре).
Алгоритм работы 2 группы.
Тема: проблема «безумия» в комедии.
Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим - закономерный итог его появления в этом обществе.
• найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «сумасшедший», «безумный» и т. д.
• сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные герои;
• подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о «безумии» этих героев; найдите общее и различия;
• проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте логическую цепочку, сделайте вывод;
• составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса (можно компьютерную презентацию).
Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что:(закончите данную мысль).
Алгоритм работы 3 группы.
Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.
Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.
Сопоставьте первоначальное название комедии «Горе уму» с окончательным «Горе от ума». Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог «от»?
Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста:
• прием «кривого зеркала»
• прием «разговор глухих»
Докажите, что композиционный прием «открытый финал» является логически обоснованной частью авторского замысла и «финал в отсутствии финала» непосредственно связан с названием комедии.
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему?
Сделайте общий вывод: «По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на безумное существование, потому что... (закончите мысль)».
Алгоритм работы 4 группы.
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе.
Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?
Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или выпишите ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
• сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод;
• сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;
• составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний);
• составьте групповой ответ или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: «Точка зрения (имя критика) кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения:» (Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре)
Дополнительная литература: Белинский о комедии «Горе от ума» (в сокращении); Пушкин и другие критики о комедии + учебник стр.157; Гончаров о комедии: учебник (под ред. Коровиной В.Я. в 2-х частях, ч.1) стр.158.

II этап. Основной. Представление групповой работы.
На данном этапе каждая группа представляет свой ответ. Остальные группы оценивают работу по каждой группы по критериям.

III этап. Итоговый. Рефлексия.
Учащиеся анализируют полученные результаты. Отвечают на листке критериев, что получилось, что осталось нераскрытым в работе, что удалось и не удалось при презентации ответа, кто и какой вклад индивидуально внес в общую работу.
Далее каждый учащийся работает индивидуально и самостоятельно оценивает свою работу по листу самооценки, выставляя себе баллы за работу.

Такая последовательная и вдумчивая работа позволяет учащимся проявить самостоятельность, но и чувствовать поддержку товарищей по группе, осознавать важность своей работы для личных достижений и достижений группы в целом.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы? Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Урок игра по литературе, 9 класс

Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы

Опубликовано: 1432 дня назад (23 декабря 2020)
Просмотров: 2625
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!