Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Материалы для промежуточной аттестации по литературе в 10 классе

Материалы для промежуточной аттестации по литературе в 10-ом классе
Вариант 1 Часть 1
Выберите правильный вариант ответа, объясните свой выбор.
1. Какое стихотворение было написано юным поэтом по случаю предстоящего экзамена в Лицее?
1) «К другу стихотворцу»
2) «Мечтатель»
3) «Сраженный рыцарь»
4) «Воспоминания в Царском Селе»

2. К какому литературному направлению относится поэма «Демон»?
1) романтизму
2) сентиментализму
3) классицизму
4) реализму

3. Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»?
1) Н.Г. Чернышевский
2) В.Г. Белинский
3) И.А. Гончаров
4) Н.А. Добролюбов

4. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности?
1) высокий рост
2) самоуверенная улыбка
3) бакенбарды «песочного цвету»
4) красная рука

5. Н.А. Добролюбов в критической статье «Что такое обломовщина?» поставил главного героя в ряд с Онегиным, Печориным, которых объединяет понятие:
1) «лишние люди»
2) «маленькие люди»
3) жертвы «тёмного царства»
4) герои-любовники

6. Перу Н.С. Лескова не принадлежит
1) «Очарованный странник» 2) «Тупейный художник» 3) «После бала» 4) «Левша»

7. А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде».
В каком стихотворении Н.А. Некрасова был отражен этот жизненный эпизод?

1) «На улице».
2) «Не рыдай так безумно над ним…».
3) «Размышления у парадного подъезда».
4) «Вчерашний день часу в шестом…».

8. В строке найдите лишнее слово, сформулируйте признак, объединяющий оставшиеся слова, объясните свой выбор. Добавьте свою строку.
САТИРА - ГРОТЕСК- АНЕКДОТ - ИРОНИЯ
ГОНЧАРОВ - ЧЕХОВ - ДОСТОЕВСКИЙ - ТОЛСТОЙ
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - ЭПИЛОГ - КУЛЬМИНАЦИЯ - ЗАВЯЗКА
Вариант 1 Часть 2
Прочитайте отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов» и выполните задание.
В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.
Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых. Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нём да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею. Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением.

Задание
В1. Принципы какого художественного направления, господствовавшего в литературе второй половины XIX века, нашли своё воплощение в «Обломове»?
В2. Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное значение для характеристики персонажа (например, серый сюртук Захара)?
В3. Часть данного фрагмента составляет описание внешности Захара. Как называется данный элемент характеристики персонажа?
В4. Цель данного эпизода – познакомить читателя с основными героями произведения. Как называется этап развития сюжета, предшествующий завязке?
В5. Назовите художественный приём, использованный автором: «Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею».
Вариант 1 Часть 3
Сформулируйте ответ объемом 5-8 предложений на один из трех вопросов (по
выбору)

1. Как характеризует Павла Петровича Кирсанова его биография? Зачем она рассказана? Почему он оказывается главным противником Базарова?
2. Почему Лужина называют двойником Родиона Раскольникова?
3. Докажите, что жизненный путь Ивана Флягина, главного героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», - это путь самоотречения.
Вариант 3 2 Часть 1
Выберите правильный вариант ответа, объясните свой выбор.
1.За что МЮ Лермонтов в 1837 году был сослан на Кавказ?
1) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии
2) за революционную деятельность
3) за участие в дуэли
4) за последние 16 строк стихотворения «Смерть поэта».

2. Какому литературному направлению присущи следующие признаки: чувствительность, естественность, близость к природе?
1) классицизм
2) сентиментализм
3) романтизм
4) реализм

3. Какое произведение не было написано А.Н. Островским?
1) «Недоросль»
2) «Бесприданница»
3) «Снегурочка»
4) «Свои люди – сочтемся!»

4. Какой предмет не является характерной деталью для создания образа Обломова?
1) большой диван
2) кожаное кресло
3) удобный халат
4) мягкие туфли

5. Кем является Порфирий Петрович из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
1) судьей
2) судебным приставом
3) письмоводителем
4) следователем

6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?
1) приобрести опыт боевых действий
2) оставить наскучивший высший свет
3) найти свой «Тулон» и прославиться
4) продвинуться по службе.

7. Прочитав стихотворение «В дороге» В.Г. Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный». Кто написал это стихотворение?
1) Ф.И. Тютчев
2) А.А. Фет
3) Н.А. Некрасов
4) А.К. Толстой

8. В строке найдите лишнее слово, сформулируйте признак, объединяющий оставшиеся слова, объясните свой выбор. Добавьте свою строку.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – ГИПЕРБОЛА – АЛЛИТЕРАЦИЯ – МЕТАФОРА
«ИДИОТ» - «ПОДРОСТОК» - «ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА» - «ОБРЫВ»
РАССКАЗ – ПОВЕСТЬ – НОВЕЛЛА - ЭЛЕГИЯ
Вариант 2 Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь- то?
Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была? Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала: что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь всё как будто из - под неволи.

А.Н. Островский.
Задание
В1. Как называется развёрнутое высказывание одного из героев произведения?
В2. Назовите термин, которым в драматургии обозначают авторское пояснение в тексте пьесы, сопровождающее действия персонажей (в данном фрагменте: «Хочет бежать», «вздыхая»).
В3. Какой художественный приём использован при описании жизни Катерины в родительском доме («Я жила…, точно птичка на воле», «маменька… наряжала меня, как куклу»)?
В4. Выпишите из текста фразеологизм.
В5. Определите жанровую принадлежность произведения, из которого взят фрагмент.
Вариант 2 Часть 3
Сформулируйте ответ объемом 5-8 предложений на один из трех вопросов (по
выбору)

1.Чем мотивировано обилие персонажей, случайно встреченных странниками, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
2. Противопоставлены или сопоставлены Илья Обломов и Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова?
3. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга в романе ФМ Достоевского. Какова их роль в создании образа города в романе?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Семья в романе Толстого "Война и мир" Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Дидактические материалы по литературе, 10 класс

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Тест по теме "Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи" с ответами
Опубликовано: 1384 дня назад (7 февраля 2021)
Просмотров: 2581
Рубрика: Литература
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!