Конспект урока по окружающему миру, 2 класс «Все профессии важны» Школа России с презентацией
Урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Все профессии важны», 2 класс. Конспект с презентацией
Составитель: Александрова Ирина Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2012 г.) Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей. Задачи: Образовательные: дать представление о многообразии профессий. Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся. Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям. Формировать УУД: Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
- осуществлять синтез как составление целого и частей;
- проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; - уметь соотносить профессии со сферами экономики. Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;
- формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Метапредметные:
- строить сообщения в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Планируемый результат: Знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики. Оборудование: мультимедийная доска; ноутбук; учебник по окружающему миру; рабочая тетрадь; предметы из цветной бумаги «снежинки»; карточки с текстовыми заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок сейчас начнем.
II. Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, что было задано на дом? Откроем учебник на стр. 123 и ответим на вопросы.
III. Актуализация знаний
- Ребята, а в каком городе вы живёте? (в г. Бологое)(Слайд 2)
- Как думаете, вы хорошо знаете свой город? (Ответы детей)
- Сейчас мы это и проверим.
- Недавно, прогуливаясь по г. Бологое, я сфотографировала некоторые здания и места. Хочу их вам показать. Постарайтесь догадаться, что изображено на фотографиях, и напечатать первую букву отгаданного слова на доске.
(Слайд 3) Школа искусств (И)
Вопросы (дом. задание) – ребята, какие еще учреждения культуры есть в нашем городе? (ответы детей). (Слайд 4) Рынок (Р) (Слайд 5) Оптика (О) (Слайд 6) Супермаркет (С) (Слайд 7) Пожарная часть (П) (Слайд 8) Физкультурно-оздоровительный комплекс (Ф) (Слайд 9) магазин «Елисей» (Е) (Слайд 10) Столовая (С) (Слайд 11) Игровая площадка (И)
IV. Самоопределение к деятельности (Слайд 12)
Расшифруйте слово, и вы узнаете тему нашего урока:
ИРОСПФЕСИ - (ПРОФЕССИИ) (Дети расшифровывают слово).
Тема нашего урока звучит так: «Все профессии важны» (Слайд 12)
Исходя из темы урока сформулируйте цели урока, опираясь на опорные слова. (Слайд 13)
- узнать…. (что такое профессия);
- расширить…… (знания о разнообразии профессий);
- определить….. (роль профессий в жизни людей).
V. Работа по теме урока 1. Знакомство с понятием «ПРОФЕССИЯ».
- Ребята, кто из вас может сказать, что означает слово «профессия»? (ответы детей)
- Какие профессии вы знаете? (Ответы детей).
- Какие профессии у ваших родителей? (Ответы детей).
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовём профессии, с ними связанные. (Слайд 14)
• Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик);
• Сельское хозяйство. (Доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник, комбайнер, пчеловод);
• Транспорт. (Водитель, шофер, кассир, контролёр);
• Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик);
• Торговля. (Продавец, кассир).
2. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 124. Рассмотрите фотографии. Выполните задание. (Дети рассказывают о профессиях).
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется!
-И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетрадки и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придёт на утро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своём.
- Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься?
- Прочитайте задание 1 на стр. 125. Определите названия профессий и найдите их представителей на фотографиях. Обсудите его в парах. Выполните задание. Проверка.
3. Выполнение задания в рабочей тетради. Самостоятельное выполнение.
Задание №1 (стр. 78).
Взаимопроверка. Учитель: кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки… Теперь поднимите руки, у кого были допущены ошибки. Что пожелаем ребятам?
VI. Физкультминутка
- А сейчас давайте немного отдохнём. А помогут нам в этом герои мультфильма «Мадагаскар» (Слайд 15).
VII. Продолжение работы по теме урока 1. Знакомство с новыми профессиями
- Как вы думаете, сколько существует профессий в мире? (ответы детей)
- Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий (Слайд 16). Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии исчезают, а другие появляются. (Слайд 17) Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, бурлаки. В наше время этих профессий уже нет.
- А какие современные профессии знаете вы? (ответы детей).
- Знаете ли вы, что существуют такие редкие профессии как: гринкипер, стояльщик в очереди, переворачиватель пингвинов, специалист по безопасности кокосовых пальм, фуд-стилист, титестер, автор предсказаний для печенья? (ответы детей)
- Я хочу познакомить вас с этими профессиями более подробно.
- Гринкипер (Слайд 18). Дословно с английского языка название данной профессии можно перевести как «хранитель зелени». Основная задача гринкипера – поддержание спортивных газонов для игры в гольф, футбол, регби, бейсбол и т.п. в должном состоянии.
- Стояльщик в очереди (Слайд 19). В Англии можно обратиться в специальную компанию, которая пришлет человека, который будет стоять вместо вас в любой очереди и любое время. Цена одного часа работы такого «очередиста» стоит покупателю 20-30 фунтов. При работе с постоянными клиентами делают неплохую скидку.
- Переворачиватель пингвинов (Слайд 20). Эти люди спасают пингвинов от гибели. Если над животным пролетает вертолет, то от испуга он переворачивается на спину, а обратно перевернуться не может. Или, обитая вблизи полярных станций, реагируют на вертолеты, которые пролетают над ними. Животные задирают голову и падают на спину. Самостоятельно они уже не могут подняться. Именно тогда на помощь приходят «подниматели» пингвинов.
- Специалист по безопасности кокосовых пальм (Слайд 21). Этот человек должен вовремя обрывать кокосовые орехи с пальм, дабы те не могли приземлиться на голову ничего не подозревающих туристов, решивших отдохнуть в тени такой пальмы. Специалист по безопасности объезжает отели и частные владения, обрывая все кокосовые орехи, которые могут представлять опасность.
- Фуд-стилист (Слайд 22). Должен взаимодействовать с компаниями и удовлетворять потребности заказчиков (делать фотографии для книг с рецептами, рекламных роликов и плакатов, кулинарных журналов и т. д.). Этот специалист должен обладать базовыми кулинарными знаниями, владеть навыками фотографии, чтобы создавать сбалансированную композицию.
- Титестер (Слайд 23). Чаи гонять – это не всегда означает бездельничать. Титестеры – специалисты, которые дегустируют чай, определяя особенности его вкуса и аромата. Они пробуют различные способы заваривания чайных листьев, чтобы вывести формулу приготовления идеально вкусного напитка.
- Автор предсказаний для печенья (Слайд 24). В китайских ресторанах существует традиция в конце трапезы приносить гостям печенье с вложенными внутрь предсказаниями. Оказывается, сочиняет их специально нанятый человек. Автору предсказаний нужно обладать отличным знанием грамматики и пунктуации, а главное — иметь богатое воображение, чтобы предсказания понравились гостям.
2. Творческое задание. Работа в группах.
А теперь попрошу вас разделиться на 3 группы. (Дети получают конверты с пословицами, разрезанными на отдельные слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них).
• Труд создал человека
• Труд кормит и одевает.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Наскоро делать – переделывать.
• Люби дело – мастером будешь.
• Научился сам – научи другого.
VIII. Подведение итогов урока
- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока. Всё ли мы выполнили? (ответы детей)
IX. Рефлексия
А теперь давайте оценим свои знания по теме «Все профессии важны».
Сейчас на доске будут выпрыгивать смайлики (Слайд 25).
Кто считает, что согласен с весёлым смайликом - встаньте…
Кто считает, что согласен с нейтральным смайликом – поднимите руки…
Кто согласен с грустным смайликом – сидим.
Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Творческое. (Учитель читает стихотворение)
Прекрасных профессий
На свете не счесть-
И каждой профессии
Слава и честь.
- Ребята, домашнее задание будет творческое. Я приготовила для вас снежинки с кроссвордом, который вы должны разгадать. А на обратной стороне напишите, кем вы мечтаете стать в будущем и к какой отрасли экономии относится ваша профессия. Я сохраню эти снежинки до выпускного класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание. Спасибо за урок. (Слайд 26)