Урок литературного чтения во 2-м классе на тему "С.Иванов Каким бывает снег"
Цели урока: создать условия для знакомства обучающихся с произведением С.Иванова "Каким бывает снег".
Задачи:
•
развивающие: развивать речь обучающихся, умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения;
•
воспитательные: воспитывать интерес к родной природе, к содержанию произведения;
•
обучающие: формировать общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведением С.Иванова "Каким бывает снег".
Метапредметные:
• Познавательные УУД: формирование умения сравнивать и сопоставлять, устанавливать логические связи между изучаемым материалом и материалом для речевых высказываний.
• Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
• Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать учителя и одноклассников, допускать существование разных точек зрения на обсуждаемую тему.
• Личностные УУД: формирование потребности к получению новых знаний, освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
- Что можете рассказать про снег?
- Давайте же отправимся в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий - художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя.
На фоне пьесы "Тройка" (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель") учитель читает отрывок из "Разговора о снеге" Б.Петрова
Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Белы снега, снегурка, снежень, снеговик: снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами: снег ты наш, снежище, снежок: снега во всю Россию.
III. Постановка темы и цели урока
- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор? Что мы должны узнать сегодня, путешествуя в снежное царство?
- А разве может быть снег разным?
- Какой человек может об этом знать?
- А каким увидел снег автор, мы узнаем сегодня на уроке.
Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.
И не зря девизом нашего урока стали эти замечательные слова: "Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще:".
И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.
IV. Открытие новых знаний
- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?
- А почему четыре части?
Работа с текстом во время чтения.
- О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый - октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег?
- Докажите предложением из текста.
- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.
- Что значит "озимое поле"? (подсказка - стр. 130)
- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. За счет чего озимое поле сияет?
- Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?
- Каким же увидел автор январский снег?
- Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?
- Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем.
- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?
- С чем автор сравнивает солнце? Снег? Поле?
Гимнастика для глаз.
Перечитайте внимательно третью часть и выполните тест.
- Так какой же февральский снег?
- Что значит "лупит путника по шапке, по спине:"?
- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: "Какой снег в последней части рассказа" через игру "Догонялки"
Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.
Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.
- Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово "дырявый"?
V. Закрепление
- Давайте сравним описание травы, деревьев и кустарников во 2 и 4 части.
- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите.
- Сколько черт "характера" у снега он подметил?
- А теперь посмотрим на снег глазами художников.
- Понаблюдаем за небом, меняется ли оно? А теперь сравним видение художников и С.Иванова (небо серое; небо сине, бездонно; небо мглистое, низкое).
- А как бы описали мартовское небо на картине Левитана? (весеннее, яркое, синее).
- Даже вылезает рыжая непричесанная трава: "А вот и я!".
- Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый.
Учащиеся рассматривают несколько картин художников и определяют, к какой части рассказа они подойдут: Левитан "Март", Пластов "Первый снег", Литвинов "Метель".
VI. Домашнее задание
Стр. 129-132, перечитать и подготовить пересказ любой части по выбору.
VII. Итог урока. Рефлексия
- От чьего лица написан рассказ? Докажите.
- Что нового для себя вы взяли с урока?
- Природа - не слепок,
Не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты.
- Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяцы. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Сказка "Дети Деда Мороза"
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Гайдар "Ёлка в тайге". Школа 21 века
Урок литературного чтения, 2 класс. Чуковский "Федорино горе". Школа России. Конспект
Похожие статьи:
Носов «Заплатка». Конспект урока, 2 класс. Начальная школа 21 века
Конспект урока. Есенин «Пороша», 2 класс. Планета знаний
Урок литературного чтения, 2 класс. Пермяк «Две пословицы»
Урок литературного чтения во 2 классе. Есенин «Береза»
Урок литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Зима недаром злится»