Урок литературного чтения, 2 класс. Чуковский "Федорино горе". Школа России. Конспект
Конспект открытого урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Федорино горе"
Предмет: Литературное чтение Класс: 2 УМК: «Школа России» Тема: К.И.Чуковский «Федорино горе». Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель: познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе». Задачи формирования УУД. Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- формировать нравственно-этические ориентиры. Регулятивные:
- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;
- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Познавательные:
- формировать умение устанавливать аналогии;
- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению. Коммуникативные:
- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;
- учить контролировать свои действия в классе;
- воспринимать различные точки зрения. Планируемые результаты: Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе». Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения. Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; видеофильм, выставка книг К.И. Чуковского, реквизиты для инсценировки, компьютер, карточки с заданиями, портрет К.И.Чуковского, выставка посуды.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития: чашки, самовар, чайник. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации на доске.
Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте загадку:
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар, Прикрепим иллюстрацию самовара и это будет начало нашей работы.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки, стихотворения,
загадки для детей. Вы знакомы с ним с самого раннего детства.
- Ребята, будут читать отрывки из его произведений, а вы внимательно слушайте и отвечайте.
а)[/i] Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.(«Тараканище»)
б)[/i] Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.(«Путаница»)
г)[/i] Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой… («Мойдодыр»)
д)[/i] Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека??(Автор этих строк К.И. Чуковский).ЗАПИСЫВАЮ на ДОСКЕ
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Поднимите ,пожалуйста, руку кто из Вас тоже считает себя трудолюбивым.
Всегда, где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки и сказки для детей.Поэтому мы с вами сейчас можем с удовольствием и интересом читать его произведения.
- Наше знакомство с творчеством с творчеством К.И.Чуковского продолжается.
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
3. Выявление места и причины затруднения
- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).
Правила работы в паре
На листочках, на столах записаны цифры, перевернув их, получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Ф е д о р и н о г о р е
О - 1
И - 8
Н - 4
Д - 7
Ф - 6
Е - 3
Р - 2
Г – 5
- Ребята, прочитаем какое произведение получилось. (Федорино горе).ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ. (прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Ребята, назовите тема нашего урока?
- Какую цель мы перед собой поставим ?(Познакомиться со сказкой К.И.Чуковского
«Федорино горе»)
- Чему будем учиться? ( Будем учиться внимательно слушать содержание, отвечать на вопросы и работать с текстом)
- Откройте учебник с.13
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в этой сказке?
- Да, ребята, чтобы узнать верны ли ваши предположения мы должны познакомиться со сказкой.
- А что в настоящее время заменяет самовар? Правильно чайник.
(Прикрепляем изображение чайника)
5. Реализация построенного проекта 1. «Словарная работа».
- Ребята, перед тем как мы начнем знакомиться со сказкой, нам необходимо разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.
Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, побежать во всю прыть.
1. Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2. Широко раскрыла;
3. Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
4. Сделали пушистыми;
5. Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6. Рыжий таракан
7. Бегать быстро, изо всех сил .
6. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
1, 2, 3, 4, 5,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
- Ребята, наше путешествие по творчеству К.И.Чуковского продолжается.
(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
Знакомство с произведением «Федорино горе».
- Ребята, а сейчас внимательно послушайте сказку и подумайте над вопросом.
- Какое горе случилось с Федорой?(Выразительное чтение учителем на фоне видеозаписи.)
Инсценировка отрывка сказки детьми.
"Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Выподите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Составление кластера на доске.
- Почему это стихотворение мы можем назвать сказкой? (посуда говорит и умеет ходить)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а потом объяснил причину этого бегства, почему он построил так сказку?(Чтобы было интересно дальше читать)
- Что понравилось в сказке?
- Что показалось смешным?
- Какие предметы ушли от Федоры?(Прочитать отрывки с. 13)
- Как вы думаете, а почему они ушли? (прочитать с.17-18)
- Жалко ли вам Федору ? Почему?
- Какая основная черта характера Федоры?(неряшливость)
- Неряшливость - хорошая или плохая черта? Почему?
- А когда становится её жалко?(Прочитать с.18)
- Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с.20)
- Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)
- Какие черты характера появились? (аккуратность, бережливость)
- Какие слова говорит самовар в конце сказки?(с. 22)
- Ребята, как мы должны относиться к вещам и предметам, которые нас окружают и нам необходимы?
- Чему учит это произведение? (Внимательному отношению друг к другу, доброте и порядку). (прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У вас на столах лежат карточки. Давайте выполним тест по содержанию сказки.(самостоятельная работа)
1. Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна; Б) Федора Егоровна;
6. На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на подоконнике; Б) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.
Взаимопроверка. Поменялись листами. Я читаю ответы, а вы проверяете. (прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
- Ребята, с каким произведением познакомились на уроке? Кто автор произведения?
- Что узнали об авторе?
- Какое горе произошло с Федорой?
- Кто в этом виноват? Почему?
- Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.
- Чему нас учит это стихотворение? Дети. Автор учит нас быть аккуратными, ответственными, поддерживать дома порядок.
Учитель. Какие из пословиц подойду к нашей сказке? Дети.
1. Сумел провиниться, сумей и повиниться.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. В доме чистота, в душе красота.
4. Порядок – душа всякого дела. Вывод: В природе и жизни людей всё подчинено определённым правилам. Чтобы не случилось беды, надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы продолжим работать над ней. (прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель мы ставили в начале урока ?
- А для чего нам нужны полученные знания?
- Когда они могут пригодиться?
- Оценим свою работу на уроке.(Сигнальные карточки)
- Ребята, посмотрите какой чайный сервиз у нас получился . Это значит , что мы с вами гостеприимные хозяева - Я вам желаю, чтобы всякая работа за которую вы берётесь была успешной.