Конспект занятия в старшей группе "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
• Закрепить знание об истории возникновения самовара; — Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
• Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
• Воспитывать через устное народное творчество положительные
нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
• Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма занятия: групповое
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитанники и воспитатель
Возраст: старшая группа
Материалы к занятию:
Демонстрационный: Самовар; музей народных игрушек; иллюстрации самоваров, сушки, баранки, caxap рафинад, чайник для заварки, чашки с блюдцами.
Раздаточный: цветные карандаши, раскраски самовар
Ход занятия
1. Вступительная часть
Дети подходят к музею, рядом стоит стол, накрытый для чаепития.
(Сушки, баранки, caxap кусковой, самовар с чаем, чайник dля заварки, чашки с блюдцами). Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите да отгадайте мою
загадку.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится—
Пригласит чайку напиться.
(Самовар)
- Да. Это самовар
(дети рассматривают самовар).
- Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
(Блестящий, красивый, пузатый, железный.)
- Что есть у самовара?
(Крышка, дно, стенки, кран.)
- Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
(две ручки, сделаны из дерева.)
- А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
(чтобы не обжечься.)
- Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки.)
- А для чего нужен самовар?
(В нём кипятят воду, а потом пьют чай.)
2. Основная часть
Самовар изобрели в Туле. Внутри у него находится топка — металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала.
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.
В современном мире есть самовары, но они только формой отличаются от электрического чайника.
- Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара?
(Ответы детей.)
Какие пословицы о чае вы знаете?
Ответы детей:
• Чай пить — до ста лет жить.
• Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
• Где есть чай, там под елью рай.
Физкультминутка
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник
(Руки на noяce, повороты вправо-влево)
Очень важный, как начальник.
(Поднимают плечи, «пыхтят».)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, руки на noяce.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
(Кружатся, рисуя круг руками.)
Только стукни — разобьются.
(Кулачками стучат над головой)
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки над головой)
Голова на тонкой ножке
(Голову наклоняют вправо-влево)
Вот пластмассовый поднос.
(Сделать широкий общий круг)
Он посуду нам принес.
- А теперь я предлагаю вам отгадать
загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал
(caxap)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают?
(блин)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья
(стол)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода
(самовар)
Колесо съедобное.
Маленькое, сдобное
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем
(бублик)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его ...
(лимон)
3. Заключительная часть
Ребята, приглашаю всех к столу!!!
Сверху пар, снизу пар—
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Вcex в гости приглашаем.
После чаепития все благодарят хозяйку.
4. Рефлексия.
- С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
- Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
- Молодцы ребята! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»