Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сто одежек и все без застежек»
Задачи:
- Уточнить значение обобщающего наименования «одежда».
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
- Побуждать строить предложения разной структуры.
- Учить передавать диалог персонажей по ролям. Учить рассказывать сказку близко к тексту.
- Закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух.
Материалы, инструменты, оборудование: Карандаш, подушка с наволочкой из кукольного уголка, луковица, свеча.
Картинки: дерево, капуста.
Игрушки: еж и заяц. Мяч.
Содержание занятия
Воспитатель загадывает детям загадки, демонстрируя предметы-подсказки:
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет, коснется, —
Там след остается.
(Карандаш)
Без рук, без ног, а рубашку носит.
(Подушка)
Воспитатель обсуждает с детьми, что это за рубашка на подушке.
(Наволочка.)
Затем воспитатель предлагает детям послушать
загадку о тонкой девчонке в белой юбчонке с красным носом:
Чем длиннее ночи, —
Тем она короче
От горючих слез.
После чтения загадки спрашивает, с какой одеждой сравнивают в загадке свечу.
Воспитатель загадывает детям следующую
загадку о дереве, которое «весной и летом видели одетым»:
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Спрашивает детей:
— С какой одеждой сравнивают в загадке листву?
(Рубашки.)
— А в какие меха, в какую шубу одели метели зимой дерево?
(Снег.)
Воспитатель читает
загадку:
Сидит дед
В семь шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Загадывает следующую
загадку и спрашивает у детей, как они догадались, что это капуста.
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Затем воспитатель просит детей вспомнить, какие предметы сравнивались в загадках с рубашкой
(карандаш, дерево, лук); назвать одним словом рубашку, юбку, шубу.
(Одежда.)
Воспитатель обсуждает с детьми, какую одежду они знают, зачем нужна одежда.
Предлагает детям послушать
веселое стихотворение «Лягушка на дорожке»:
Вот лягушка на дорожке.
У нее озябли ножки.
Значит, ей нужны
Теплые штаны.
(Чешская народная песенка в пересказе С. Маршака)
Воспитатель организует
игру в кругу с мячом:
— Я буду бросать мяч и называть слово. Если услышите звук ж, бросьте мяч мне и хлопните в ладоши. Если звука ж нет, в ладоши не хлопаете.
(Слова: пиджак, шарф, жабо, жилет, шапка, жакет, шорты, пижама, манжеты, джинсы, шуба, шерсть, шелк, кожа, пряжа, штапель, шляпа, рубашка, шлепанцы, замша, шлем, тельняшка, бриджи)
Воспитатель просит детей вспомнить, о каких шубах говорится в сказках о животных.
Предлагает детям послушать
сказку о животных и их одежках:
К. Ушинский "Еж и заяц"
Беленький гладенький заяц сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.
— Правда; — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул».
Воспитатель просит детей вспомнить, как укорял ежика заяц, что ему ответил ежик.
Воспитатель показывает детям игрушечных зайчика и ежа.
— Вот ежик и заяц, о которых я вам рассказала. Кто хочет рассказать сказку? Кто будет зайцем? Ежом?
Далее воспитатель читает слова автора, а дети разыгрывают диалог.
Выслушав желающих (две-три пары), предлагает кому-нибудь рассказать сказку от начала до конца.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются»
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе