Занятие - праздник «Узоры земли чувашской» для старших дошкольников ДОУ
Программное содержание: Формировать представления детей об истории и традиции чувашского народа. Познакомить с орнаментальными образами-символами чувашских узоров звезды, солнца, дерева, животного через чувашское декоративно-прикладное искусство. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к культуре и искусству родного края.
Словарь: Шупашкар, щёлтор, хевел, йывощ, черчун, упа.
Ход
Воспитатель встречает детей в чувашском наряде.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Ыра кун, ачасем. Меня мои родители назвали красивым чувашским именем – Нарспи. Пока я шла к вам на встречу, любовалась красотами нашего города: улицами, домами, приветливыми людьми. А мы жители какого города?
Чебоксары или Шупашкар по чувашски, столица какой республики? Про Чувашию говорят, что это "край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок".
У каждого человека есть день рождения. И у нашего города скоро будет день рождения. в августе исполнится 550 лет. Вот как много лет!
Предлагаю послушать стихотворения о нашем городе
(чтение стихов детьми)
Воспитатель: У каждого города есть герб и флаг. На гербе изображены пять уток, три силуэта дуба и три золотые звезды. Государственный флаг – это прямоугольное полотнище желтого цвета вверху и красного внизу, в центре находится «древо жизни» и «три солнца»
В нашем городе есть памятники А.Г.Николаеву – первому космонавту Чувашии, Ю.А.Гагарину – первооткрывателю космоса, В.И.Чапаеву, И.Я.Яковлеву – чувашскому просветителю.
(презентация, фото памятников)
Много парков и скверов, в которых мы любим гулять в праздничные и выходные дни, есть чудесная набережная и залив – любимое место наших чебоксарцев и гостей столицы.
(презентация, фото парков, скверов, залива и набережной).
Также наши жители города любят посещать театры: Чувашский драматический, театр Оперы и балета, Русский драматический, театр кукол и Филармонию.
(фотографии театров)
А сейчас предлагаю отправиться в далекое – далекое прошлое чувашского народа. Повторяем за мной: «Раз, два, три – повернись, в прошлом очутись!»
(звучит музыка, на экране – слайд с ночным небом и звездами).
Мелодия
Воспитатель: (загадочным голосом) Наши предки верили, что когда наступает ночь, звезды – щёлторсем - выходят через все слои неба и смотрят на земной мир. Как живые существа, они играют, перемигиваются, могут падать на землю. Ребята, предлагаю встать в хоровод, как водили наши предки
Хоровод под чувашскую музыку
Чувашская игра с платочком.
Воспитатель: Обратите внимание, как чуваши изображали узор звезда. Узор звезды чувашские мастерицы искали в узорах снежинок.
(слайд с узором «звезда»). Посмотрите, как расположены лучи звезды? Они расположены попарно, и одинакового цвета лучи смотрят друг на друга. По-чувашски звезда – «щёлтор».
Предлагаю поиграть в игру «Поймай звезду».
Нужно накручивать веревочку на палочку, кто быстрее накрутит, тот первым поймает звездочку. Играть будем по очереди.
Воспитатель: Путешествие продолжается. На экране – картина солнца. Здравствуй, солнце яркое! По чувашским преданиям люди верили, что солнце –«хевел» по-чувашски – существо живое, у него есть и родители, и дети: отец солнца, мать солнца, сыновья солнца. Поэтому в чувашской вышивке можно встретить много солнц.
(слайд с вышивкой). Из каких геометрических фигур состоит узор солнце?
(слайд с узором солнце).
(Ответы детей). Узор состоит из 4-х треугольников, у которых 2 стороны равны. Какого цвета лучи?
(Ответы детей). Встречаются лучи красного, желтого, зеленого цвета. По-чувашски солнце – «хевел».
Солнце светит ярко и приглашает на
танец «Автобус» гр. Солнышко
Воспитатель: Наше путешествие продолжается и мы оказались у дремучего леса, осторожно подходим
(слайд с картинкой дремучего леса, узора дерево). Посмотрите, пожалуйста, на что похож этот узор?
(Ответы детей). На чувашском языке «дерево» звучит – йывощ.
Воспитатель: В чувашских дремучих лесах и бескрайних полях водилось бесчисленное множество различных животных
(слайд с животными). А вот так чуваши изображали узор животного
(слайд с узором животного), каких животных вы видите в нем?
(Ответы детей). На чувашском языке «животное» звучит – чер-чун.
Предлагаю поиграть в игру «Упа», по чувашски – медведь. Гр. «Сказка»
Воспитатель: Чуваши – гостеприимный и доброжелательный народ, по этому к нам приезжают гости из разных городов.
А вы знаете, кто является символом и защитницей нашего города?
(Ответы детей). Конечно же это Мать Покровительница
(слайд с изображением Матери-Покровительницы). По чувашскому обычаю предлагаю подарить ей - песню в честь дня рождения города Чебоксары.
Песня «В Чебоксарах мы живем» в исполнении.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться. Повторяем за мной: «Раз, два, три – повернись, в детском саде очутись!»
Воспитатель: Мы гордимся, что живем в таком красивом, уютном, благоустроенном городе России и желаем, чтобы наш город становился с каждым годом все лучше и лучше. А летом мы вам желаем обязательно сходить на праздник День города, полюбоваться салютом.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы
Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе