Урок географии для 7 класса на тему "Африка. История открытия. Географическое положение". Конспект с презентацией
Конспект урока по географии для учеников 7 класса по тема: "Африка. История открытия. Географическое положение" с презентацией
Пояснительная записка: данный конспект урока можно использовать на уроке географии в 7 классе, при прохождении первичной теме по Африки. Предварительно ученикам даётся домашнее задание: подготовить информацию о путешественниках Бартоломеу Диаша, Васко да Гаме, Д. Ливингстон,В. В. Юнкер,Н. И. Вавилова, которые внесли вклад при изучении Африки. Тема урока: Африка. История открытия. Географическое положение. Тип урока: урок открытия новых знаний и умений Продолжительность урока: 40 мин. Цели:
- Знать имена исследователей материка и результаты их работ;
- Изучить вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки;
- Уметь давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм;
- Закрепить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты) Задачи урока: Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой. Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям. Оборудование:Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. Учебник 7 класс, рабочие листы, портреты путешественников.
ХОД УРОКА:
Организационный этап
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности учащихся к уроку
1.4. Мотивация к уроку: Сегодня мы с вами будем изучать новый материк.
1. На этом материке говорят на 1500-2000 языках (насчитывают 3000 различных этнических групп, и они говорят примерно на 2000 различных языках, и у каждого из них есть свои диалекты).
2. Здесь протекает самая длинная река в мире, ее длина составляет примерно 4 258 миль (6 853 километра), и она течет на север через 11 стран.
3. Здесь находится старейший университет в мире (Старейшим существующим и постоянно действующим учебным заведением в мире является Университет Каруэйн, основанный в 859 году нашей эры Фатимой аль-Фихри в Фесе, Марокко, и первоначально представлявший собой медресе).
4. Самая большая и жаркая в мире пустыня
Сахара — самая большая жаркая пустыня в мире и одно из самых суровых условий на планете. Это третья по величине пустыня в целом после Антарктиды и Арктики, которые относятся к холодным пустыням. На 3,6 миллиона квадратных миль (9,4 миллиона квадратных километров) больше, чем все США! Пустыня охватывает 11 стран (большие участки Алжира, Египта, Ливии, Мали, Мавритании, Марокко, Нигера, Западной Сахары, Судана и Туниса, Чад).
5. Самые большие, высокие и быстрые животные в мире
Африканский слон — крупнейшее в мире наземное животное, они действительно гигантские, могут весить более шести тонн и достигать семи метров в длину. Самое высокое животное в мире, жираф, самцы жирафов могут достигать 6 м в высоту, в то время как самки могут достигать около 4,6 м. Самое быстрое наземное животное в мире, гепард, обитает в Африке. Его скорость достигает примерно 60 миль в час (96,5 километра в час). Этот рекорд был установлен 11-летним гепардом по кличке Сара в 2012 году
6. Великие разломы
7. Килиманджаро – самый высокий действующий вулкан
8. Пигмеи – самые низкорослый народ мира (дети называют материк)
Постановка темы и целей урока: на доске написаны глаголы для постановки целей урока (приложение 1) Тема урока: «Африка. История открытия. Географическое положение» Цели:(слайд 2)
- Знать имена исследователей материка и результаты их работ;
- Изучить вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки;
- Уметь давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм;
- Закрепить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)
Изучение новой темы: 1. История открытия Африки
Вниманию детей предоставлены портреты путешественников (Бартоломеу Диаша,Васко да Гаме,Д. Ливингстон,В. В. Юнкер,Н. И. Вавилова) ;
2. Необходимо по карте показать маршрут их следования, что открыли и годы путешествий ( опережающее задание).
Бартоломеу Диаша - (слайд 3)
Васко да Гама - (слайд 4)
Д. Ливингстон - (слайд 5)
В. В. Юнкер- (слайд 6)
Н. И. Вавилова- (слайд 7)
Вопросы к классу:
1. Какими качествами должен обладать путешественник?
2. Почему на первых этапах освоения Африки европейцами, они не продвигались вглубь материка? (Африка рассматривалась, как промежуточный пункт на пути в Индию, к берегам материка причаливали, чтобы пополнить запасы воды, провизии, отремонтировать корабль.)
3. Почему важную роль в освоении Африки играли реки? (Реки — это транспортные артерии, удобные для продвижения вглубь материка.)
2. Географическое положение Африки
Ребятам раздаются рабочие листы на парту, где они выполняют задания.Учитель даёт время на выполнение каждого задания, после которого ребята показывают у доски необходимые объекты.
План характеристика физико-географического положения материка
1. Положение материка по отношению к экватору.
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
3. Положение материка по отношению к тропикам и полярным кругам.
4. Крайние точки, их координаты.
5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
7. Положение материка по отношению к другим материкам.
8. Особенности береговой линии. (слайд 8)
Задание 1. Заполните пропуски в предложении…
1. Африка - 2-ой по площади материк Земли. Особенностью его формы является большая протяженность суши в северной части континента.
Задание 2. Выделите в контурной карте Африки цветом линии градусной сетки: экватор – зеленым, нулевой меридиан – черным, северный и южный тропики – синим.
Африка расположена в полушариях ____северном, южном, западном, восточном полушариях _________________
Задание 3. Заполните таблицу - (слайд 9):
Крайняя точка Название Географические координаты
Крайняя северная точка М.Бен-Секка 37с.ш. 11в.д.
Крайняя южная точка М.Игольный 34ю.ш. 20в.д.
Крайняя западная точка М.Альмади 15с.ш. 17з.д.
Крайняя восточная точка М.Рас-Хафун 12с.ш. 15в.д.
Задание 4. Отметьте на контурной карте крайние точки Африки .
Задание 5. Проведите расчеты, данные занесите в таблицу, сделайте вывод-слайд 10-11:
Протяженность в градусах в километрах
с севера на юг 71 7 881
с запада на восток 68 7452,8
Африка протянулась с севера на юг (больше, меньше), чем с запада на восток.
Задание 7. Заполните пропуски:
Африка омывается водами _2_ океанов: с запада - _Атлантическим_______ океаном, с севера – относящимся к нему _Средиземным_ морем, с востока - Индийским_ океаном и с северо-востока – относящимся к нему _Красным___ морем. Задание 8. Подпишите на контурной карте названия океанов и морей, которые омывают континент. Задание 9. Заполните пропуски:
Береговая линия Африки отличается (слабой, сильной) изрезанностью. Крупнейший залив - ___________________ Гвинейский____. Крупнейший полуостров - __Сомали__, находится на _востоке_ материка. Самый крупный остров - _Мадагаскар____, отделен от Африки Мозамбикским_ проливом.
Задание 10. Подпишите на контурной карте объекты:
Гибралтарский пролив
— Средиземное море
— Суэцкий канал
— Красное море
— Баб- эль-Мандебский пролив
— Аденский залив
— Сомали (полуостров)
— Мозамбикский пролив
— о. Мадагаскар
— Гвинейский залив
— Канарские острова
— Залив Бенин
— Залив Биафра
— Залив Сидра
— острова Зеленого мыса
— Коморские острова
— Остров Мадейра
— Остров Занзибар
Задание 11. Заполните пропуски…
Ближе других к Африке расположен материк Евразия___, на северо-западе их разделяет _Гибралтарский__ пролив, на востоке - _Баб-эль-Мандебский___________. Граница между материками проходит по Суэцкому__ каналу.