Конспект занятия для детей дошкольников 6-7 лет на тему "Планета Земля" с презентацией
Конспект занятия по ДООП «Зелёные тропинки» для детей дошкольного возраста «Планета Земля»
Автор работы: Стексова Ольга Асхатовна, педагог дополнительного образования МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска" Описание: данный конспект занятия будет полезен воспитателям и педагогам, работающими с детьми дошкольного возраста. В занятии использованы разные формы работы, соблюдены структура и тайминг, задействованы мультимедийные технологии. Рассчитан на возраст 6 лет. Тема: Планета Земля Цель: формирование начальных представлений о планете Земля (материках, океанах, причинах жизни на Земле, её структуре) Задачи занятия:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;
2. Развивать познавательную активность в процессе получения информации и её систематизации;
3. Познакомить обучающихся с моделью Земли-глобусом, причинами по которым есть жизнь на Земле, со строением планеты. Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний. Форма занятия: комбинированная Методы обучения: информационный, практический, игровой, проблемный Материалы и оборудование для педагога: ноутбук, экран, презентация по теме занятия, памятка с вставными частями на ватмане, вставные части для памятки на магните (воды больше; земная ось; вода, воздух, солнце; земная кора, мантия, ядро); 4 глобуса. Материалы и оборудование для детей: карточки-памятки для фиксации информации 15 шт., клей-карандаш 15 шт., вставные части для памятки-по 15 шт. каждая (воды больше; земная ось; вода, воздух, солнце; земная кора, мантия, ядро), дидактические карточки «Зачеркни лишнее»-15 шт.; простой карандаш 15 шт., разрезные картинки «Вода»-1, «Воздух»-1, «Солнце»-1; яйцо варенное-15 шт., для рефлексии - бумажные значки «Юный географ» жёлтого (15 шт.) и зелёного(15 шт.) цветов. Словарная работа: географ,глобус, материки, земная ось, ядро, мантия, земная кора. Предшествующая работа: тема «Планеты Солнечной системы», разговоры о космосе, о первом полёте человека в космос, о планетах Солнечной системы (их формы, из чего состоят, спутники планет). План занятия:
Организационное начало -1 мин.
I. Постановка цели занятия-2 мин.
II. Основная часть-24 мин.
1. Зачеркни лишнее -дифференцированное задание, индивидуальное задание, взаимопроверка
2. Жизнь на Земле-работа в паре
3. Физминутка
4. Строение Земли
III. Подведение итогов-2 мин.
IV. Рефлексия-1 мин.
Ход занятия
Организационное начало (Дети заходят в кабинет, становятся полукругом рядом с педагогом) Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте дружно поздороваемся с нашими гостями, мы очень рады, что вы к нам пришли!
Друзья, а помните ли вы нашу астрономическую считалку? Давайте повторим её! «Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вел подсчёт.
Меркурий - раз,
Венера - два,
Три - Земля,
четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
восьмой - Нептун
I. Постановка цели занятия Педагог: Ребята, я для вас приготовила загадку:
Эта планета-любимый наш дом
На ней мы с рожденья все вместе живем
Планета прекрасна:моря, океаны
Цветы и деревья и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята? (Ответ детей) Педагог:Верно! Значит, какая тема нашего занятия, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы детей) Педагог: А вы хотели бы узнать что внутри, а что снаружи Земли, почему на нашей планете есть жизнь, а на других нет? Педагог: Значит какую задачу сегодня поставим перед собой? Что мы сегодня узнаем о Земле?
II. Основная часть 1. Проверка знаний Педагог: Ребята, поэтому, сегодня мы побудем географами. Географ-это профессия человека, который изучает Землю и происходящие в ней процессы. Ну, что ж, сегодня мы отправляемся в научно-исследовательский центр.Приглашаю вас занять свои места. Всё что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать в памятке, она у вас находится в тарелочке под номером 1(памятка и её части+клей), а у меня висит на доске (у педагога ватман на доске с вставными на магнитах частями, у детей аналогичная памятка с вклеивающимися картинками).
Педагог: На прошлом занятии мы разговаривали о Солнечной системе, и для того чтобы нас приняли в научное географическое сообщество, нам нужно показать свои знания.
Педагог: Возьмите карточку под номером 2, переверните её(образец карточки в презентации). В каждом ряду необходимо зачеркнуть лишнее, рассмотрите хорошенько картинки, возьмите в руки простой карандаш и приступайте к работе (дифференцированное задание, у некоторых ребят 2 ряда, у некоторых-3, зависит от скорости выполнения учащимся заданий).
Педагог: Поменяйтесь карточками со своим соседом. Глядя на экран, проверьте, правильность выполнения задания (слайд 2). Если нет ни одной ошибки, поставьте плюс, если есть ошибки-минус. Поменяйтесь карточками обратно. У кого плюс? У кого минус? Педагог: Положите карточки на место.
Мы с вами хорошо справились, и нас приняли в научное географическое сообщество (слайд 3).
2. Глобус Педагог: Ребята, а как вы думаете наша планета очень большая? Кто может целиком ее увидеть? (Ответы детей) Педагог: а как же нам с вами можно рассмотреть ее, ведь у нас нет возможности полететь в космос? (Ответы детей) Педагог: Кто знает, что такое глобус? Глобус - уменьшенная модель планеты Земля Педагог: Глобус меньше Земли в миллионы раз. Педагог: У вас на столах стоят накрытые предметы. Снимите с них колпаки, что вы видите?(на каждом столе глобус).Давайте рассмотрим его. Работаем в группах. Педагог:Какого цвета больше на глобусе? Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей).
Жёлтый цветом? (Горы, пустыни).
Зелёный? (Леса, луга)
Какого цвета больше?
А белый есть? Что он обозначает?
Значит, чего больше на нашей планете?
Получается, что голубым у нас обозначена вода, а остальными цветами суша.
А знаете ли вы как по-другому называют сушу на нашей планете?
Суша называется материки. Давайте дружно проговорим это слово.
Педагог: Попробуйте покрутить глобус вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля-это тоже крутящийся шар, потому у неё есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называют земная ось. Давайте дружно проговорим с вами это словосочетание.
Земная ось -воображаемый стержень в планете Земля. Педагог: Пододвиньте к себе тарелочку под номером 1, положите перед собой памятку, в клетку под номером 1 нам нужно вклеить необходимые предмет из тарелочки: Планета Земля имеет земную ось, на планете Земля воды больше, чем материков. Педагог прикрепляет картинку на ватман на доске, дети выполняют по образцу в своих памятках и проговаривают.
Положите памятку в тарелочку и поставьте тарелочку на место.
3. Жизнь на Земле Педагог: Ребята, как вы думаете, чем наша планета сильнее всего отличается от других планет? (Ответы детей) Педагог: На нашей планете есть жизнь. Растут растения, есть животные, живут люди… Как же так получилось, что именно на Земле существует жизнь? Какие у вас есть предположения?(Ответы детей) Педагог:У вас на столах есть тарелочка под номером 3, она одна на двоих, вы будете работать со своим соседом. В ней разрезная картинка. Нужно в парах собрать картинку. И тогда мы точно узнаем, благодаря чему появилась жизнь на Земле.
Педагог: Что у вас получилось? Давайте посмотрим на экран и проверим. Какой вывод можно сделать, благодаря чему на планете Земля существуют все живые существа? (слайд 4)
Наша планета находится на самом выгодном расстоянии от Солнца, чтобы всё живое и не замерзло, и не сгорело.
Значит почему на других планетах нет жизни? Педагог: Сложите обратно картинки, отодвиньте тарелочки. Возьмите наши памятки. Давайте зафиксируем то, что (наклеиваем воду, воздух и солнце): Жизнь на Земле существуют благодаря воде, воздуху и солнцу. Педагог также прикрепляет необходимые картинки.
4. Физминутка Педагог: Ребята, а теперь я приглашаю вас ко мне в круг. Сейчас я буду называть слова: вода (делают волну рукой), воздух (поднимают руки вверх), солнце(садятся на корточки), вы должны выполнять нужное движение, проверим кто из вас самый внимательный.
5. Строение Земли Педагог:Ребята, мы узнали, что у нашей планеты на поверхности есть вода, материки, на Земле благодаря воде, воздуху и солнечному теплу существует жизнь. А что же находится внутри Земли?(предположения детей) Педагог: Научное географическое сообщество прислало нам видеописьмо, из которого мы сможем узнать о том, что находится внутри Земли. (слайд 5) Видеофрагмент «Внутреннее строение Земли».
Педагог: Ребята, что вы узнали из этого видеописьма? (Ответы детей) Педагог: Предлагаю вам самим исследовать внутреннее строение нашей планеты. Для этого пододвиньте чашечку с яйцом, у каждого из вас яйцо и стек, положите перед собой коврик для пластилина.
Давайте представим, что яйцо - это планета Земля (оно не похоже по форме, но очень похоже по строению). Верхний слой-скорлупа, на что похожа? (земная кора)
Давайте очистим её. Скорлупу складываем в чашечку. Следующий слой-белок, на что похож он?(мантия).(слайд 6)
Теперь возьмём стек и аккуратно прямо на коврике распилим яйцо пополам. Что внутри?(желток). На что похож?(на ядро). Педагог:Таким образом, у Земли есть три слоя, давайте назовём их.
А теперь отодвиньте чашечку с яйцом на место. И возьмите памятку, наклеиваем названия частей внутреннего строения:«У планеты Земля есть земная кора, мантия и ядро» (слайд 7)
III. Подведение итогов Педагог: Ребята, посмотрите на свои памятки и ответьте, что нового вы узнали сегодня?
Как называется модель Земли?
Что мы можем увидеть снаружи Земли?
Благодаря чему существует жизнь на Земле?
Что находится внутри Земли?
Где и когда нам пригодятся эти знания? (Ответы детей)
На следующем занятии мы с вами узнаем, как происходит смена дня и ночи и смена времён года.
IV. Рефлексия Педагог: Ребята, вы сегодня побывали настоящими географами! Вы большие молодцы. За это научное географическое сообщество присваивает вам звание юных географов и дарит значки. Я их вам сейчас раздам. Но цвет вы должны будете выбрать сами.
Если вы запомнили всё, о чём мы с вами говорили, как называется уменьшенная модель нашей планеты, благодаря чему существует жизнь на Земле, безошибочно сможете назвать, что находится внутри нашей планеты, возьмите себе зелёный значок, а если вы плохо запомнили, как называется уменьшенная модель нашей планеты, благодаря чему существует жизнь на Земле, и вам будет сложно назвать что находится внутри нашей планеты, возьмите жёлтый значок.
Предлагаю прикрепить значки к своей одежде, выйти к доске и прочитать стихотворение (стихотворение заучивается заранее, у каждого ребёнка свои строки):
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там - зелёный луг,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется ЗЕМЛЯ!
Педагог: Благодарю вас за работу, памятки вы забираете с собой.
Ольга Астаховна, Очень интересный и познавательный материал Вы предложили.
Каждый ребёнок смог почувствовать себя юным географом. Узнать что-то новое и интересное!
Успехов в конкурсе!