Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Насекомые»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Мухе Цокотухе»
Описание материала: Данный материал может быть полезен логопедам, воспитателям старших и подготовительных групп общего назначения, воспитателям логопедических групп. Занятие можно использовать как итоговое по теме «Насекомые».
Коррекционно – образовательные цели: расширять и активизировать словарный запас по теме, закреплять представления о насекомых, особенностях их внешнего вида, образа жизни, закреплять умения употреблять существительные с увеличительным суффиксом, согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа, упражнять в образовании сложных слов, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой моторики пальцев рук. зрительного внимания, мышления, творческого воображения.
Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: запись звуков насекомых, раздаточный материал «Картинный словарь», альбом Н.В. Нищевой «Мир природы», лупа, игрушки насекомых, природный материал (деревянные палочки, трава, листья, камешки, цветы, ветки)
Предварительная работа: Беседа о жизни насекомых. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, чтение стихов, загадок о насекомых. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход деятельности
Логопед: На прогулке к нам прилетела божья коровка, она пригласила нас в свою волшебную страну, где живут маленькие – маленькие жители, её друзья. Вы готовы отправиться в путешествие?
Игра «Звуки насекомых»
Логопед: Послушайте, как разговаривают между собой жители необычной страны. (Дети слушают звуки жужжания жука, мухи, пчелы, писк комара, стрекотание кузнечика) Узнаёте, кто это? Как одним словом назвать муху, жука, пчелу, комара, кузнечика? Каких насекомых вы ещё знаете? (Ответы детей)
Логопед: Почему насекомых так называют?
Дети: На брюшке у насекомых полоски, как бы насечки. Вот откуда название насекомые — от слова насекать.
Игра «Кто спрятался?»
Логопед: Внимательно рассмотрим насекомых на картинке. А чтобы хорошо их рассмотреть, возьмём лупу, увеличим изображение. Расскажите, кого вы видите?

Дети: Муравьи ползут по листочку.
Кузнечик сидит на травинке.
Стрекоза летает над цветком.
Жук ползёт вверх по камню ….
Дидактическая игра «Один – много»
Логопед: Все насекомые хотят попасть на именины к Мухе Цокотухе. Посмотрите на картинку - подсказку и расскажите, кто спешит в гости.

Логопед: Говорит пчела: «Я не одна спешила, со мной много …(пчёл)».
Дети: Говорит божья коровка: «Я не одна спешила, со мной много …(божьих коровок)». (Аналогично: таракан – много тараканов, кузнечик - много кузнечиков, майский жук – много майских жуков, сверчок - много сверчков, стрекоза - много стрекоз, бабочка - много бабочек, муравей - много муравьёв, шмель - много шмелей, оса – много ос, светлячок - много светлячков)
Дидактическая игра «Посчитаем гостей»
Логопед: Муха Цокотуха умеет считать только до пяти. Посчитайте гостей вместе с ней: одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчёл.
Дети: Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.
Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек.
Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
Один майский жук, два майских жука, три майских жука, четыре майских жука, пять майских жуков.
Игра «Составь предложение»
Логопед: Кто из гостей прилетел к Мухе Цокотухе?
Дети: Прилетели бабочки, стрекозы, жуки, божьи коровки, шмели, комары, осы.
Логопед: Как вы думаете, кто из насекомых летает бесшумно?
Дети: Тихо летают бабочки, божьи коровки.
Логопед: Кто из гостей прискакал к Мухе Цокотухе?
Дети: Могут скакать кузнечики, сверчки.
Логопед: Кто из гостей приполз к Мухе Цокотухе?
Дети: Приползли жуки, муравьи, тараканы.
Дидактическая игра «Песни для именинницы»
Логопед: Веселили гости Муху Цокотуху, стали для неё песни петь.
Кузнечик и сверчок …
Дети: Стрекотали.
Логопед: Пчёлы, осы, жуки, шмели …
Дети: Жужжали.
Логопед: Комары …
Дети: Пищали.
Пальчиковая гимнастика «Комар»
Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж,
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: з-з-з-з.
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Дидактическая игра «Насекомые - великаны»
Логопед: Стал таракан хвастать перед гостями: «Я не таракан, а тараканище». А гости и себе стали хвалиться.
Дети: Я не жук, а жучище.
Я не оса, а осище.
(Аналогично: муравей - муравьище, стрекоза - стрекозище, шмель - шмелище, кузнечик - кузнечище, сверчок - сверчище)
Дидактическая игра «Угощение»
Логопед: Решила Муха Цокотуха гостей угостить, приглашает к столу: «Угощайтесь, гости дорогие. Это угощение для комаров».
Дети: Это угощение для бабочек,
Это угощение для божьих коровок.
(Аналогично: для тараканов, для кузнечиков, для майских жуков, для сверчков, для стрекоз, для бабочек, для муравьёв, для шмелей, для ос).
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Логопед: Довольна Муха Цокотуха праздником, нахваливает своих гостей. Говорит: «У бабочки пёстрые крылья, поэтому она …»
Дети: Пестрокрылая.
Логопед: У стрекозы большие глаза, поэтому она …
Дети: Большеглазая.
Логопед: У таракана длинные усы, поэтому он …
Дети: Длинноусый.
Логопед: У жука чёрная голова, поэтому он …
Дети: Черноголовый.
Логопед: У бабочки большие крылья, поэтому она …
Дети: Большекрылая.
Логопед: Муравей любит трудиться, поэтому его называют …
Дети: Трудолюбивым.
Дидактическая игра «Кто куда спрятался»
Логопед: Устали гости Мухи Цокотухи, захотели отдохнуть. Поможем им спрятаться? Посмотрите, у нас есть все для того, чтобы построить для насекомых уютные места для отдыха.
Дети строят муравейник, помещают игрушечных насекомых на ветках, цветах, камешках, под листьями, в траве.



Логопед: Расскажите, какие насекомые отдыхают, где сидят.
Дети: Бабочка сидит на цветке. Муравей выглядывает из муравейника. Жук ползёт по камешкам. Кузнечик спрятался под листок. Шмель и пчела сидят на цветах.
Логопед: Закончилось наше сказочное путешествие в чудесный мир насекомых. Что вам запомнилось больше всего? Надеюсь, теперь, когда вы увидите на улице насекомых, будете ещё внимательнее их рассматривать и бережнее к ним относиться.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Конспект ООД в подготовительной группе «Русская берёза - символ Родины моей» Конспект НОД в подготовительной группе. Обитатели морей и океанов Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Светлый образ Преподобного Никит

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Участник №39 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2020 года
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Осенними тропинками»
Опубликовано: 373 дня назад (13 сентября 2020)
Просмотров: 1471
+2
Голосов: 2
Наталия Алексеевна Хохлова # 13 сентября 2020 в 17:15 +1
Лилия Григорьевна добрый вечер. Большое спасибо за вашу публикацию, замечательный подбор игрового материала, все грамотно выстроено, интересно и познавательно. Думаю дети в восторге от этого занятия. Голос!
Лилия Григорьевна Дунаева # 13 сентября 2020 в 21:20 +1
Наталия Алексеевна, спасибо за Ваш первый комментарий.
Ольга Васильевна Подколзина # 14 сентября 2020 в 13:55 0
Здравствуйте, Лилия Григорьевна! С удовольствием посетила Ваше занятие по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые". Очень интересные игры и задания Вы подобрали. Думаю, ребятам было очень интересно. Примите мой голос с наилучшими пожеланиями!
Лилия Григорьевна Дунаева # 14 сентября 2020 в 19:54 0
Спасибо,Ольга Васильевна.