Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Светлый образ Преподобного Никиты Костромского

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Светлый образ Преподобного Никиты Костромского». Подготовительная группа
Цель: знакомство детей с русским святым Преподобным Никитой Костромским.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с русским святым Преподобным Никитой Костромским; рассказать о его детстве, семье, о его жизни, которую он посвятил Богу.
• Расширять словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «монах», «игумен», «постриг».
• Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в труде и испытаниях.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях милосердия и послушания родителям, в любви к людям и Богу.
Развивающие:
• Развивать внимание к близким, к родителям и сверстникам, качеств заботливости и терпения.
Оздоровительные:
• Содействовать развитию двигательной активности детей.
Ход НООД
Организационный момент:
Дети стоят полукругом. Перед ними стоит воспитатель. За спиной воспитателя экран и проектор.
Воспитатель: Ребята, люди давно мечтают о том, чтобы создать машину времени, побывать в будущем и прошлом. Давайте представим, что такую машину уже изобрели, и у нас появилась возможность путешествовать на ней. Давайте сядем на стульчики и закроем глаза.
Дети садятся на стульчики перед экраном и закрывают глаза. Звучит металлическая музыка.
Воспитатель:
Только кнопочку нажмем
Сразу в век другой мы попадем
Слышу колокольный звон,
Только здесь, откуда он?
На экране изображен слайд №1.

Воспитатель: Ой, ребята, а в каком же времени мы с вами оказались?
Дети: В прошлом!
Воспитатель: Дети, а почему вы так решили?
Дети: Потому, что сейчас такую одежду уже не носят. На плечах солдат оружие из прошлого – топорики, а сейчас у солдат огнестрельное оружие.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Предлагаю вам сегодня путешествие по прошлому нашего государства.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в далеком 1365 году , где в пределах города Ростова, в богобоязненной и благочестивой боярской семье, родился маленький мальчик, которого назвали Иоанн. Как и все боярские дети, мальчик был отдан учиться грамоте. Благочестивый отрок Иоанн преуспевал в добродетелях и учении и часто приходил вместе со своими родителями в обитель к Преподобному Сергию Радонежскому, который приходился мальчику родственником, для наставления и утешения. После того, как мальчик научился грамоте, он решил посвятить свою жизнь служению Богу и поступил в Свято-Троицкий монастырь послушником.
Слайд №2

Воспитатель: Ребята, перед вами картина художника Бориса Пархунова, которая называется «Сергиев Посад». Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине?
Дети: Люди в длинной черной одежде.
Воспитатель: Да, ребята, такую одежду носят монахи, иноки. Ребята, а вы видели монахов? Где их можно увидеть?
Дети: Да, видели. Монахов чаще всего можно увидеть в монастырях и храмах.
Воспитатель: Правильно, дети, монахи живут в монастырях. Монах - это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это не его выбор - а призвание. Многие в монастырь уходят, и лишь малая часть в итоге становится монахами, поскольку монашество это не умение, которое ты можешь освоить, а судьба. Зачастую монахи во многом отказывают себе: в еде, во сне, они не смотрят телевизор, не ходят в кафе, не развлекаются. Наоборот, они много молятся, мало едят. А руководит всем монастырем игумен
Воспитатель: В монастыре Иоанн трудился в трапезной, носил дрова и воду, пек просфоры, переписывал труд Иоанна Лествиничника «Лествицу». Но более всего юный Иоанн полюбил Устав церковный. Несколько лет провел Иоанн в усердных трудах, безропотно исполнял всякое послушание, стремясь усвоить две самые важные добродетели: смирение и духовное рассуждение. Здесь, в Троице - Сергеевой лавре, юный Иоанн принял постриг. Отныне имя его стало Никита.
Слайд № 3

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на это фото. Что на нем изображено?
Дети: На фото изображено, как мужчине подстригают волосы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а кто подстригает волосы?
Дети: Волосы подстригают монахи.
Воспитатель: А как вы думаете, а для чего они это делают?
Дети: Может быть это какой-то праздник? Может быть это какой-то обряд?
Воспитатель: Да, ребята, это обряд, а давайте подумаем вместе, а как этот обряд может называться?
Дети: Стрижка? Постриг?
Воспитатель: Вы совершенно правы, ребята. Постриг-это обряд посвящения в монашество. При этом обряде с головы послушника состригаются волосы. Постригаемый дает Богу пожизненные обеты, т.е обещания. По время пострига бывшему послушнику дается новое имя и он становится монахом.
Воспитатель: Через некоторое время Святой Сергий Радонежский благословил своего сродника, Преподобного Никиту, перейти служить в город Серпухов в помощь Преподобному Афанасию Младшему. Преподобный Никита стал свидетелем святой жизни игумена Афанасия Младшего, который был строгим аскетом: он был изможден постом, трудами, строительством и многими скорбями. В свои 33 года он сильно иссох телом, имел старческий вид и разные немощи.
Слайд № 4

Воспитатель: Дети, на этой картине изображен игумен Афанасий Младший.
Посмотрите, какой у него изможденный вид, впавшие от усталости глаза.
Чтобы глаза не уставали, нужно делать гимнастику для глаз. Предлагаю вам провести ее вместе со мной.

Гимнастика для глаз
«Глазам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: После смерти игумена Афанасия Младшего руководство обители принял на себя Преподобный Никита. В тяжелые годы началось его игуменство. На Русь постоянно совершали набеги татаро-монгольские ханы, разорявшие землю русскую и православные храмы.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а кто мог защитить землю родную, люд русский, храмы православные?
Дети: Богатыри!
Воспитатель: Ребята, а каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Никита Кожемяка.
Воспитатель: Дети, а откуда вы знаете о них?
Дети: Из былин!
Воспитатель: Ребята, действительно, о героических подвигах богатырей мы знаем из былин, а так же из летописей. В древней Руси самыми грамотными людьми были именно монахи. Зачастую именно они переписывали летописи, в которых и говорилось о подвигах, о жизни людей, о событиях прошлых лет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а какими качествами должен обладать богатырь?
Дети: Богатыри должны быть сильными, смелыми, отважными, ловкими.
Воспитатель: Для того, чтобы стать такими, богатыри с детства занимались тяжелым физическим трудом, бились на мечах и участвовали в состязаниях.
Давайте и мы последуем примеру богатырей и разомнемся?

Физкультминутка «Богатырь»
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

Воспитатель: Так вот, ребята, 19 лет руководил Преподобный Никита обителью в граде Серпухове. За это время на обитель совершил набег хан Едигей, а затем и литовский князь Свидригайло. К молитвам и обычным игуменским обязанностям добавились и заботы по восстановлению разрушенного монастыря и попечение о разоренных поселениях крестьян. Преподобный Никита своей кротостью, великим смирением, ревностью к Богу и заботою о людях привлекал в монастырь множество иноков. Привечал людей, искавших в монастыре духовного утешения. Слова его были исполнены мудростью. Преподобный Никита учил людей взаимной любви, он говорил о молитве друг за друга. Преподобный Никита стал духовным руководителем молодого инока Пафнутия, который стал основателем новой обители Рождества Пресвятой Богородицы, которая называется ныне Пафнутиево – Боровскою.
Слайд № 5

Воспитатель: Предав себя Воле Божией и воле своего наставника, Святого Сергия Радонежского, Преподобный Старец Никита, прибыл в Кострому, где на окраине города, в лесу, в пустынном месте основал обитель.
Слайд № 6

Воспитатель: Жизнеописание Преподобного Никиты говорит, что он много времени проводил в усердных молитвах Богу, а лицо его всегда было мирно и радостно. Долгие часы Старец провел в молитве пред Чудотворной Федоровской Иконой – главной святыней Костромской земли, умоляя Пречистую и Преподобную Матерь Божию о милосердии и заступлении за Святую Православную Русь. Преподобного Никиту костромичи с древности почитали, как небесного покровителя города Костромы, где Святой создал обитель во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Воспитатель: А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в наше время.
Дети закрывают глаза. Звучит металлическая музыка.
Воспитатель: Ребята, Костромская область входит в золотое кольцо России. На территории нашей области расположено большое количество храмов, которые вы видели, а возможно, что и посещали со своими родными и близкими. Посмотрите, на стенде находятся фотографии разных храмов. Я сейчас выдам вам фишки. Ваша задача – поставить свою фишку на фотографии известных вам костромских храмов.








Дети ставят фишки под фото №2,5,7,8
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: Итак, ребята, на сегодняшнем нашем занятии мы окунулись в историю нашего государства и в историю Костромской области. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, о чем вы могли бы рассказать своим родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям?
Дети: О Преподобном Никите – заступнике земли костромской. Преподобный Никита Костромской никогда не унывал: руководил храмами несмотря на все трудности того времени, несмотря на постоянные разорения нашей земли татарскими ханами, строил новые обители, заботился и утешал простых людей, молил Бога о заступничестве за землю русскую.
Воспитатель: Хорошо, ребята! А что еще?
Дети: О жизни монахов, о монашеских обрядах, о жизни и подвиге Преподобного Афанасия Младшего, о нашествии монголо-татарских ханов на Русь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на ваши столы. Здесь лежат альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, вода. Предлагаю вам еще раз вспомнить наше занятие и нарисовать то, что вам больше всего запомнилось: Преподобного Никиту Костромского, монаха в длинной, черной одежде, богатырей, защищающих Русь, православные храмы.
Дети проходят к своим столам и рисуют по своему замыслу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и ум Конспект ООД в подготовительной группе «Русская берёза - символ Родины моей» Конспект НОД в подготовительной группе. Обитатели морей и океанов Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Насекомые»

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада с родителями

Конспект занятия «Моё имя» в подготовительной группе

Занятие «Мой дом - моя крепость». Подготовительная группа. Конспект

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему «Деревья и кустарники»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ на тему «Дождь» | Обучающая сказка по экологическому воспитанию «Путешествие в прошлое» для младших школьников
Опубликовано: 1524 дня назад (19 сентября 2020)
Просмотров: 1004
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!