Развитие познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению
Развитие познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению
Одним из важных направлений познавательной деятельности детей считается изучение истории своего родного края. Мотивация исследовать привычное окружение, с которым они взаимодействуют ежедневно, происходит намного легче, чем плановое изучение, задуманное педагогом и далекое для детей. Обучая детей, я обнаружила недостаток знаний об их семье, родном крае и других смежных темах.
Проектная деятельность в дошкольном образовании может способствовать краеведческому воспитанию детей. Однако, современная социокультурная ситуация ставит под угрозу интерес детей к своей истории, родословной и традициям. Педагогам и специалистам приходится все чаще сталкиваться с отсутствием детского любопытства на эти темы. Современные дети сталкиваются с различными социально-психологическими проблемами. Одни проявляют повышенную агрессию, другие - эмоциональную глухоту. Встречаются также случаи пассивности и замкнутости на личных интересах. Дети испытывают трудности в усвоении моральных норм и отмечается деформация детской субкультуры. Возникают следующие вопросы: почему дети сегодня неактивны в познании нового и не стремятся самостоятельно исследовать неизведанное? Почему им сложно запомнить полные имена своих родителей? Почему мы наблюдаем негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы корни этих проблем?
В наше время возникла сложная проблема - разрыв между миром детей и миром взрослых. Они теряют связь из-за отсутствия глубокого общения. Взрослые забывают передавать важные ценности детям, поддаваясь собственным заботам. Они не ценят разговоров и не видят в них воспитательного значения. Детей отгоняют словами "потом", когда они просят рассказать что-то интересное.
Живое общение уступает мультфильмам и компьютерным играм. Дети всё больше предпочитают смотреть телепередачи для взрослых или играть в компьютерные стрелялки и гонки. Современные мультфильмы переполнены иностранными словами и нереалистичными образами, что искажает моральные устои и ценности у детей. Их любопытство не направляется в правильное русло. Ребенок, оставленный с собой, может погрузиться в мир недопустимых идей, и это повлечет негативные последствия для его психики, если взрослый не вмешается своевременно.
Общение взрослого с ребенком вызывает тревогу, так как ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием. Вместо глубоких бесед и взаимопонимания, родители ограничиваются замечаниями, указаниями и обсуждениями повседневных дел. Уменьшение времени, проведенного взрослым с ребенком, также является проблемой. Многие семьи не придает значения "культурному досугу", не уделяя внимание посещению театров, музеев или прогулкам на природе.
Недостаток общения с родителями может привести к различным поведенческим отклонениям у детей, таким как неуверенность, страхи, тревожность, агрессивность, а также замедление речевого и познавательного развития.
Исследования показывают, что развитие ребенка наилучшим образом происходит в живом общении со взрослым, где он может выразить свои мысли, чувства, опасения и радости. Совместная деятельность взрослых и детей способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию малыша, формируя основу для его будущей жизни.
На современном этапе широко используется метод проектов, который представляет собой совместную работу ребенка и взрослого. Этот метод помогает решить проблему недостатка общения и дает возможность ребенку получить ответы на все свои вопросы.
Один из важных аспектов метода проекта заключается в его способности стимулировать у детей творческое мышление и интерес к разнообразным областям знаний. Этот метод способствует развитию коммуникативных навыков и формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. Благодаря проектной деятельности дети приобретают конкретные знания, умения и навыки, предусмотренные программой. Она обладает значительным потенциалом для развития, поскольку не только способствует поддержке детских интересов и способностей, но и направлена на развитие индивидуальности, самостоятельности и инициативности у детей, стимулирует поисковую активность.
Возникновение интереса у человека (маленького или взрослого) активизирует его и помогает достигать успеха. Этот интерес направляет человека к бесконечным целям познания, начиная с удивления. Для маленького ребенка удивлением может служить окружающий мир, который становится источником познавательного интереса. У ребенка дошкольного возраста, в котором присутствует познавательный интерес, присуще желание искать ответы на вопросы и делать выводы, что является ключевым способом получения знаний от взрослых о мире вокруг него.
Однако не все объекты вызывают у ребенка интерес. Это зависит от их новизны, сложности информации и наличия когнитивных карт. По моему мнению, материалы, связанные с историей местности, обладают подобными характеристиками.
Любая территория страны, независимо от размера, уникальна по своим историческим, культурным, природным и географическим особенностям. Значимость этих характеристик подчеркивает важность использования этого социокультурного компонента в образовательном процессе, по мнению В.П. Зинченко, Д.А. Пряхина, Вераксы и других.
Обучение с учетом местного контекста базируется на передаче знаний от одного поколения к другому, на особенностях природной и культурно-исторической среды, а также на краеведческой системе образования как ключевом факторе развития ребенка. Краеведческий подход в дошкольном образовании позволяет оптимизировать воспитательный процесс, выбирать путь образования для детей не только с информационно-просветительской, но и с познавательной, речевой и эмоциональной точек зрения.
Познания о достижениях знаменитых горожан формируют чувство гордости и причастности к своему краю. Знакомство с флорой и фауной родного уголка развивает эмоциональную отзывчивость на природную красоту. Естественная среда сельской местности воспитывает привязанность к малой Родине и ее достопримечательностям.
Изучение истории и культуры родного уголка пробуждает интерес у детей. Они начинают задавать вопросы, рассуждать, анализировать, что способствует развитию их познавательного интереса. Деятельность в области краеведения способствует формированию духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала, исследовательской активности, эстетических чувств и коммуникативных навыков.
Родители могут взаимодействовать со своими детьми через увлекательные проекты и общение, что способствует близости между ними. Коммуникативное пространство становится средством развития речевой компетенции у детей и формирования их познавательной активности. Внедрение краеведческих проектов в педагогическую практику способствует более глубокому пониманию региональных особенностей и помогает детям развивать свой потенциал.
Семья занимает особенное место в жизни и ценностях многих детей дошкольного возраста. Родители и близкие люди считаются самыми важными и значимыми для них. Семейная деятельность, направленная на развитие, изменение и передачу определенных знаний, а также формирование ценностно-потребностной сферы личности ребенка, играет ключевую роль на протяжении всего детского развития.
Родители и близкие родственники играют важную роль в воспитании интереса детей к истории, культуре и природе своей малой родины. Этот интерес часто берет начало из понимания и взаимодействия с традициями социокультурной среды. Общение дошкольников с близкими стимулирует их интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, а также способствует формированию основ личности и определению успешности их будущего.
Итак, опыт работы с краеведческими проектами в образовательном процессе дает нам широкие возможности для развития детей и улучшения взаимоотношений с семьями. Результаты показывают значимость продолжения работы в этом направлении.
Считаю, что данные подходы к организации работы по познавательному развитию дошкольников, существенно обогащают познавательный интерес детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов познания и исследования.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых// Детский сад: теория и практика №1/2017. Стр. 28-36.
2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких// Детский сад: теория и практика №1/2015. Стр. 64-73.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.:ТЦ «Сфера», 2018.
4. Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников// Детский сад: теория и практика №9/ 2015. Стр. 6-15.
5. Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2014. Стр. 26-35.
6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2018.
7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пос. М.: Изд.центр «Академия», 2018.
9. Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины/ Детский сад: теория и практика №9/2017. Стр. 60-65.
10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании/ Детский сад: теория и практика №9/2016. Стр. 6-18.