Воспитание патриотических чувств у младших школьников во внеклассной работе
В сегодняшнем мире постепенно снижется воспитательное воздействие на человека; российской культуры, искусства; и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического сознания, у учащихся чаще стали проявляться такие негативные качества, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству, падает престижность военной и государственной службы.
Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков к данной проблематике.
Особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня. По справедливому мнению В.И.Луговинова, «разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально,– всё это привело практически к отказу от патриотического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывалась идея «самотека» в воспитании» [3, с. 73]. В такой ситуации произошло разрушение прежней воспитательной системы, в которой возникла; «черная дыра». Это вызвало острую необходимость создания в школе новой воспитательной системы, адекватной сегодняшнему времени, задачам построения гражданского общества.
По мнению С.Е.Матушкина, патриотическое воспитание детей приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета» [6,с.67]. В связи с изложенным для современной школы является обязательным требованием осуществление целенаправленной и системной работы по воспитанию чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Проблема формирования чувства патриотизма ненова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Прогрессивные мыслители прошлого (В.Г.Белинский, М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания школьников имеют многие труды (Л.П.Буева, Н.Г.Волков, А.М.Гришина, Л.Н.Гумилева, В.А.Караковский, В.А.Коротов, Б.Т.Лихачев, А. В.Мудрик, В.И.Петрова, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, А.А.Шаталов и др.), но вопросы, исследуемые в них, до сих пор остаются актуальными в современном воспитательном процессе образовательных учреждений.
Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает детская литература. В России большое количество произведений написаны о красотах и любви к Родному краю. Однако, сравнительно небольшое количество таких произведений изучается непосредственно в курсе школьной программы. Отсюда возникает проблема эффективного воспитания патриотических чувств, поскольку книга является едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине. Также очень мало методических разработок для классных и внеклассных занятий.
Понятие «патриотическое воспитание детей» включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу. [2]
Младший школьный возраст— наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на возрастные особенности развития младших школьников.
Возрастные особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строго суждения педагога о своих учениках. Возрастные особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:
- моторная активность;
- сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
- интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя и поля действия и т.д.);
- мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);
- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективности построения, регулирования и социальной оценки.
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. На взгляд В.А.Крутецкого, последний показатель является наиболее сложным, интегральным [8, с.19]. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.
Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием.
Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действиям.
Процесс патриотического воспитания младших школьников базируется на основе их личностно-ценностного отношения к малой и большой Родине. Как считает Е.А.Аркин, личностно-ориентированный подход позволяет осуществить становление духовности личности, позволяет ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Целью воспитания при этом является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой [4, с. 309].
Главная цель обучения при таком подходе - развитие личности учащегося; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно-ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.
Личностно-ориентированное воспитание - это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом. Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Ценность - это критерий совершенства; она обеспечивает необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности, тем самым, позволяя ребенку полноценно осуществить свой жизненный выбор, что и является, в конечном итоге, основой воспитания.
Ребенок 6,5-11-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, событиях, показывая логические связи между ними. Это понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для школьника Родина- близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все занятия должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить. Если ученики занимаются поисковой работой при подготовке к следующему уроку- это также оставляет глубокий след в их душе.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.
Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты.
Это могут быть познавательные, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть также беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни.
Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежащие кому-либо из членов семьи, а также при проведении экскурсий по музеям или местам боевой славы. Личный зрительный опыт останется у детей на всю жизнь.[2]
Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2015. – С. 7.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – С. 105.
3. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. —М.: Просвещение, 2016. – С. 259.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.3. - М.: ГИС, 2016. – С. 24.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2016. – С. 7.
6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 17.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Академия, 2018. – С.80, 160.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 2016. – С. 159.
9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2015 г.))
10. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса – М.: ОНИКС 21 век, 2017. – 326с.
11. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа(плюс и минус). – 2016. – № 4. – С. 4.
12. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 2016. – С. 412.
Приложение
Тематическое внеурочное занятие «Россия - Родина моя»
Цель: Развивать познавательный интерес к своей Родине и познакомить с основными государственными символам России.
Задачи:
- Воспитывать патриотические чувства;
- формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине (выписать на большой лист бумаги), плакаты с государственными символами, аудиозапись гимна России, слова Гимна, листы для викторины, цветные карандаши или фломастеры, карта России
Ход занятия
Организационный момент, объявление темы.
1. Разгадывание ребуса Р1А
(Р-один-а - Родина)
2. Беседа
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
(Ученик читает стихотворение З. Александровой.)
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти моей встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Рассказ учителя о России
Россия самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Площадь нашей страны 17 млн. кв. км. Население - около 130 млн. человек. Более 140 народов живут на территории России.
Границы России проходят и по суше и по воде. Даже самая быстрая птица, не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев. А вдоль морских - лететь птице еще в два раза дольше. На пути этой путешественницы встречались бы 16 разных стран - государств. Вот сколько соседей у России! На севере граница начинается в Баренцевом море. Оно названо так в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, который изучал его. На западе граница проходит по косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда.
На юго-востоке границу проводит река Амур. На языке жителей этой части России, Амур - «великая река», с монгольского языка это название переводится, как «черная река», а на китайском означает «река черного дракона». В непогоду, при шторме, Амур действительно черный.
На самом дальнем востоке граница «плывет» по Тихому океану. На юге и западе границы России проходят по морям и рекам, горам и равнинам.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов , до теплых рек
Раскинулась она...
Ребята, посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Про реки, озера, моря и родники сложено бессчетное количество песен, стихов, написано много прекрасных книг. Россия - это и морская держава.
Вспомните, какой царь создал российский флот?
Вспомните физическую карту России.
Какой цвет преобладает на ней?
(Зеленый),
а что обозначено этим цветом?
(Леса)
Россия - самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом.
Россия не только красивая страна, но и богатая. В ее природных кладовых - несметные сокровища. Вспомните, какие это сокровища?
(Нефть, руда, уголь, природный газ, золото)
Но страна - это не только поле и лес, города и села. Это - государство. Каждое государство имеет свои символы. - знаки, по которым узнают нашу страну.
А вы знаете какие у нашей страны государственные символы?
4. Государственные символы (выступления подготовленные учениками)
Государственный флаг
Государственный флаг Российской Федерации - это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - голубого и нижней - красного цвета. Трехцветное знамя называется - триколор.
Появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году. Петр Великий использовал его в качестве «флага царя московского». А с 1795 года трехцветное полотнище торговым флагом России. Оно поднималось на торговых судах.
При этом, собственного флага у России не было до середины 19 века и лишь с 1858 года по указанию Александра Второго в качестве государственного флага стал использоваться черно-желто-белый флаг. На протяжении второй половины 19 века велись споры : какой из двух флагов считать флагом России. В 1883 году АлександрIII распорядился использовать бело-сине-красный в качестве государственного.
В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991г.: красное полотнище Советского Союза заменил исторический триколор, 22 августа - день Государственного флага Российской Федерации.
Цвета государственного флага
Существуют разные версии. Во время царской России красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, белый - цвет свободы и независимости.
В настоящее время чаще всего используется следующая версия: белый цвет означат мир, чистоту, совершенство, синий - цвет веры и верности, постоянства; красный - символ энергии, силы, крови пролитой за Отечество.
Герб России - двуглавый орел. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад, в 1497г. Впервые его ввел великий князь Московского государства, Российского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба - герб Москвы: на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Герб - это эмблема государства; он изображается на печатях, документах, денежных знаках.
Еще одним символом Российской Федерации является
Государственный гимн. Стихи гимна написаны С. Михалковым на музыку А. В. Александрова. Наш гимн звучит, например, когда россияне побеждают в спортивных соревнованиях. Слушают и исполняют гимн стоя.
Исполнение гимна под фонограмму
Игра «Собери пословицу»
На чужой стороне - Родина милей вдвойне
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Викторина
Пора подвести итоги нашего занятия. Викторина поможет узнать, что вы сегодня запомнили на занятии.
(Раздаются листы ответов)
Ответьте на вопросы:
Сколько стран - соседей у России?
(16 стран)
Какая река находится на границе России и Китая?
(река Амур)
Какое дерево является символом России
(Береза)
Как вы думаете, почему именно береза является символом России?
Кто автор слов гимна России?
(С. Михалков)
Какие чувства у вас вызвало прослушивание гимна России?
Что такое «триколор»?
(Трехцветный флаг)
Что обозначает каждый цвет на нашем флаге?
Какой день является Днем государственного флага РФ?
(22 августа)
Молодцы, ребята, хорошо усвоили материал нашего занятия.
Итог занятия
Взаимопроверка викторины в парах - учитель читает правильные ответы.
А какие чувства возникли у вас, когда вы слушали мой рассказ, выступление ребят, пели гимн?
(Конечно, чувство сопричастности к своей стране, чувство гордости, уважения).
Какое отношение вы имеете к Родине?
(Каждый из нас несет ответственность за нашу Родину, Родину надо любить и беречь.)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней- Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
(Виктор Боков)
Похожие записи:
Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду. Презентация
Развитие памяти у детей
Внеклассные занятия в начальной школе по произведениям Успенского
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Илья Муромец
Родительское собрание по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе