Роман М.Ю. Лермонтова был произведением загадочным и сложным для его современников. Дело в том, что многие читатели находили в образе главного героя параллели с биографией и характером автора. Но образ Печорина, предполагавший автобиографическую канву, наполнился иным содержанием, вылился в проблему связи человека со своей эпохой. В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определил свою творческую задачу – нарисовать портрет, составленный из пороков всего поколения. Автор обратился в своем романе к характеру редкому, исключительному, таившему в себе “силы необъятные”. Он хотел показать нам историю души человека. Лермонтов пытался доказать, что иногда именно история души одного человека интереснее жизнеописания целого поколения.
Однако их порядок в романе способствует глубокому проникновению во внутренний мир Печорина, лучшему знакомству с его личностью. Мы видим героя с разных сторон: глазами путешествующего офицера, Максима Максимыча и, наконец, глазами самого Печорина. Помимо традиционных (диалогов, монологов персонажей, их поступков, авторской позиции, пейзажа), писатель использует новые приемы. Он вводит исповедальную форму дневника, создает психологический портрет, деталь, включает в повествование нескольких рассказчиков, нарушает хронологию событий.
В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча в несколько упрощенном виде. Сам Максим Максимыч – человек удивительно добрый и открытый, но он не может до конца понять нашего героя, которого искренне любит и считает своим другом.
Необходимо отметить, что Лермонтов создал первый психологический портрет в русской литературе. Мы видим Печорина глазами странствующего офицера. Он отмечает стройный стан, осанку Печорина, его “ослепительно чистую одежду”, “худобу бледных пальцев”.
Затем по внешним чертам странствующий офицер догадывается о чертах характера героя: “Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское”. Особо офицер отмечает глаза Печорина. Они сияли “каким-то фосфорическим блеском”, при этом не отражали “жар воображения”, а напротив, были холодными, “как сталь”. Внешность героя указывает на его эгоизм, скрытность и равнодушие. В повести “Тамань”, которой открывается дневник Печорина, герой проявляет лучшие качества своей души: активность, мужество. Дневниковые записи не предназначались для постороннего чтения, делались для себя. Поэтому, читая их, мы видим Печорина изнутри, таким, каков он есть на самом деле. Читатель может проникнуть в его тайные мысли. Оказывается, у Печорина есть своя теория отношения к людям.
Суть этой теории: смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе, как на “пищу, поддерживающую… душевные силы”.
В основе этой теории лежит эгоизм.
Счастье он называет “насыщенной гордостью”, полагает, что в дружбе один человек – всегда раб другого. Любовь к женщине герой сравнивает с цветком, которым можно надышаться, а затем выбросить. Путь изображения характера Печорина лежит через психологию. На первом плане для автора стоит история человеческой души, ее порыв к истине. И писателю удалось образно, ярко показать нам историю жизни одного человека, его трагическую драму.
Поэтому роман М. Ю. Лермонтова справедливо можно назвать одним из лучших психологических романов русской литературы.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы?
Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией
Похожие статьи:
Обучение анализу лирического текста. Урок - практикум 9 класс
Урок в 9 классе «Золотой век русской литературы»
Урок литературы, 9 класс. Сочинение Грибоедов «Горе от ума»
Урок - дискуссия по литературе, 9 класс
Сценарий литературной композиции, 9 класс. Творчество Васильева