Открытое занятие в старшей группе по познавательно - речевому развитию на тему: «Зимушка - Зима»
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Цель: Повышение качества речевого развития у детей, закрепление знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
1. Расширять знания детей о явлениях природы, о времени года «Зима»;
2. Формировать умение детей рассуждать, решая проблемные ситуации;
3. Выслушивать мнения своих товарищей; уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега;
4. Расширять представления о значение снега в природе и для человека;
5. Вызвать интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивающие задачи:
1. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
4. Закреплять правильное произношение.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
2. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
3. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь .
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций по теме «Зима», чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках, чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.
Планируемые результаты:
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
• повышение познавательной активности;
• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года. А чтобы узнать о каком времени года идет речь нужно угадать загадку:
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Воспитатель: Кто скажет мне, сколько месяцев длится зима?
(Зима длится три месяца).
- Назовите эти месяцы.
(Это декабрь, январь, февраль)
- Какой сейчас месяц?
(Сейчас последний месяц зимы – февраль)
- Что вы можете рассказать о названиях зимних месяцев?
В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Январь — году начало, а зиме середина.
Ясные дни в январе — к хорошему урожаю.
В январе висит много частых и длинных сосулек — значит урожай будет хороший.
Январю большие морозы, ну а февралю — метели.
В феврале много инея на деревьях — будет много меда.
Вьюги да метели под февраль полетели.
У февраля два друга — метель и вьюга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку, какое время года на них изображено?
(На картине изображена зима).
- Какая у нас зима?
(зима снежная, холодная, морозная, белая…)
- Что бывает зимой?
(падает снег, воет ветер, замерзает река…)
- Какая зимой погода?
(погода зимой холодная, ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим …
(Лёд)
Воспитатель: Вспомним и скажем чем похожи и чем отличаются снег и лед. Снег белый, лед прозрачный. Снег рассыпчатый, лед твердый. Снег мягкий, лед твердый. Снег липкий, лед скользкий. И снег и лед холодный, легче воды, превращаются в воду
(рассмотреть картинки).
Воспитатель: А теперь немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...
(снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые...
(снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает...
(снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее...
(снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в...
(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился...
(снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка...
(Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...
(снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...
(снег)
Дети, а чем вам нравиться зима и чем не нравиться?
(Ответы детей)
Сейчас мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег - снежок, снег – снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег - снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег - снежок, снег – снежок замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо - влево).
Снег - снежок, снег – снежок тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот как весело и интересно зимой. Но вот птицам не до веселья. А почему, как вы думаете? Посмотрите на мольберт здесь у нас изображения птиц. Птицы, которые улетели в тёплые края, как мы их называем?
(Птицы, которые улетели на юг называются перелётными). Почему они улетели?
(Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас в городе Учалы? Как мы их называем?
(Птицы, которые остались зимовать называются зимующими). Ребята давайте выберем зимующих птиц и посадим их на кормушку.
Я вам загадаю загадки про птиц, а вы отгадайте.
Загадки про птиц
(Дети находя ответ и картину с птицами закрепляют их на кормушку)
1. Чернокрылый, красногрудый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять!
(снегирь)
2. С жёлтогрудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется.
(синица)
3. Чик-чирик, чик-чирик,
К зернышкам привык.
Клюй, не робей!
Кто это?
(воробей)
4. Непоседа пестрая,
Птица говорливая.
Птица белобока,
А зовут её.
(сорока)
5. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(сова)
6. Чёрный жилет
Красный берет.
Клюв, как топор,
Хвост, как упор.
(дятел)
Воспитатель: Ребята! Птички у нас голодные, и их нужно покормить. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреем наши пальчики, прежде чем насыпать корм в кормушку!
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Две синицы, воробей,
(На каждое название птицы загибать пальцы.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Сжимать и разжимать кулачки)
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе закроем глаза и представим что мы попали в зимний лес. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу
(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).
- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Как вы думаете, кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие. Посмотрите, что это?
(перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)
Дети: Следы.
Воспитатель: Правильно, следы, внимательно их рассмотрите, и скажите, кому принадлежат эти следы.
Следы птиц – чьи?
Следы белки – чьи?
Следы медведя – чьи?
Следы зайца – чьи?
Следы лисы – чьи?
Следы волка – чьи?
Игра «Кто, где зимует?»
- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода?
(в своих домах).
- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь
(в берлоге)
Воробей сидит
(под крышей)
Лиса устроилась
(в норе)
Белка спряталась
(в дупле)
В логове лежит
(волчица)
Под кустом дрожит
(зайчишка).
На мольберте появляются соответствующие картинки животных.
Воспитатель: Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет, не всех животных можно увидеть в лесу.
Воспитатель: Почему?
Дети: Медведи, ежи, барсуки впадают в спячку и спят до весны.
Воспитатель: Вспомним как переносят зиму наши дикие животные. Рассказ детей
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. Мы рассказали о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, и что погода зимой бывает не только морозной.
- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать «волшебные слова».
Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
- Какое у вас настроение после путешествия?
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что было для вас самым сложным и что не получалось на пути к мастерской Зимы?
Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели
(не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются»
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе