Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Организация психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ с целью оказания помощи детям с ОВЗ
Автор: учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Ивушка" города Губкина Белгородской области
Статья раскрывает особенности организации и функционирования ПМПк в дошкольном образовательном учреждении, комплекс коррекционных мероприятий специалистов, оказывающих помощь детям с ОВЗ.
Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача своевременного раннего выявления воспитанников с проблемами здоровья, развития, испытывающих трудности в обучении. Для оказания помощи специалистов и разработки маршрута сопровождения дошкольников с ОВЗ возникает необходимость в организации психолого-педагогического консилиума педагогов ДОУ. Работа с детьми проводится с согласия родителей или их законных представителей ребенка.
Организационными документами для создания ПМПк в ДОУ являются:
• письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
• договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
• договор между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
• положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
Создание консилиума в ДОУ позволяет объединить усилия педагогов для совместной работы по обследованию, выявлению, постановки педагогического диагноза, обсуждения и выработки коллективного решения об оказании помощи ребенку в коррекции развития или поведения.
Положительная динамика коррекционной работы зависит от слаженной и скоординированной деятельности специалистов по подбору оптимальных условий для детей с ОВЗ, которые используют резервные возможности детей, компенсаторные функции организма для синхронизации психофизического развития. Коллектив консилиума должен прийти к единому мнению в отношении диагноза ребенка, способах решения задач коррекционной работы: воспитания, обучения, социальной адаптации.
Сопровождение дошкольников ПМПк осуществляется следующими специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, медицинским работником. Старший воспитатель является руководителем консилиума дошкольного образовательного учреждения.
Медицинский работник представляет для консилиума информацию о физических особенностях и состоянии здоровья ребенка на момент проведения обследования, рассказывает о заболеваниях в течение последнего года, соответствие его физического развития возрастным нормам.
Педагог-психолог сообщает результаты своей диагностической деятельности, консультирует родителей и педагогов по вопросам организации необходимой помощи детям, сообщает обобщенные. Перед педагогом-психологом стоит задача выявить и оценить уровень развития ребенка, его ресурсные возможности, поведенческие особенности, оценить сформированность эмоционально-волевой, когнитивной, регуляторной и коммуникативной сферы в соответствии с возрастом.
Учитель-логопед в процессе обследования уточняет особенности понимания ребенком обращенной речи и детально описывает все компоненты функциональной речевой системы. На заседании консилиума ДОУ учитель-логопед сообщает о результатах речевого развития ребенка, определяет направления, особенности и формы коррекционно-логопедической работы.
В процессе диагностики учитель-дефектолог выявляет уровень сформированности у ребенка знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом. Специалист дает оценку овладения основными сенсорными эталонами, уровня обучаемости, принятие ребенком помощи и возможность переноса сформированного навыка на аналогичный материал. По итогам обследования детей педагогом составляются программы для формирования познавательных умений и навыков в соответствии с программой развития ДОУ.
Воспитатель группы предоставляет для консилиума педагогическую характеристику поведения и деятельности ребенка, обращает внимание на особенности индивидуальных черт его характера, описывает трудности, с которыми он сталкивается при посещении детского сада, на занятиях, в игровой деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
Старший воспитатель осуществляет контроль за коррекционно-образовательной работой педагогов ПМПк по предупреждению и устранению отклонений в развитии дошкольников, реализации задач адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
На заседании ПМПк специалисты коллегиально обсуждают результаты проведенного обследования, определяют прогноз его дальнейшего развития, подбирают комплекс коррекционных, развивающих, реабилитационных мероприятий. Для каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, составляется маршрут сопровождения, подбираются специальные коррекционные и развивающие программы, реализация которых будет способствовать социализации и адаптации дошкольников в детском коллективе, формировать готовность к дальнейшему обучению в школе.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Образовательный маршрут "Экскурсия в овощной магазин", 1 класс
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в ДОУ по ФГОС
Туристический образовательный маршрут. Пример