Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Туристический образовательный маршрут. Пример

Туристский образовательный маршрут выходного дня для учащихся и их родителей, как пример "живого урока"
В рамках федерального проекта "Живые уроки" и эколого-краеведческой деятельности объединения "Малая Родина" был разработан туристский образовательный маршрут для учащихся и их родителей "В гости к Мяо-Чану".

Актуальность данного направления деятельности продиктована Федеральным проектом «Живые уроки», инициированным Минкультуры России и Российским союзом туриндустрии, а также распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №2129-р о Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Одним из основных понятий данного документа является «культурно-познавательный туризм» - путешествие с познавательными целями. Здесь же, одним из первых в развитии отдельных видов туризма рассматривается детский туризм, где основной акцент делается на социальном характере детского туризма, который «заключается в оплате государством перечисленных услуг и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно от родителей».
В системе дополнительного образования и особенно в туристско-краеведческой направленности есть все предпосылки для организации взаимодействия педагога дополнительного образования и родителей учащихся. Это взаимодействие основано, во-первых - на свободе выбора, а во-вторых - на стремлении взрослых создать все условия для развития детей, создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Такому сотрудничеству способствует организация педагогом туристских маршрутов выходного дня для учащихся и их родителей, где сочетаются туристские, игровые и экскурсионные виды деятельности.
Особенностью данного туристского маршрута является его удаленность от городской привычной среды проживания семей. Учащиеся и их родители выпадают из зоны комфорта и оказываются в совершенно новых для них условиях для общения и взаимодействия, а именно – в дикой природе. Маршрут предполагает посещение уникальных локаций не только природного происхождения (тайга, горы), но и показывает последствия деятельности человека (штольни, вырубки). Таким образом, учащиеся и их родители получают «живые экологические уроки», впечатления от которых остаются надолго и позволяют родителям увидеть, чем занимаются их дети на краеведении, а детям, в свою очередь, показать родителям, что они уже знают о родной природе. Образовательная составляющая маршрута основана на исторических фактах данной местности и природных особенностях хребта Мяо-Чан.
Таким образом, актуальность данного туристского образовательного маршрута основана на сплочение учащихся и их родителей при совместной экскурсионно-познавательной и игровой деятельности в удаленной от дома природной среде.

Паспорт туристского образовательного маршрута
Наименование: туристский образовательный маршрут «Путешествие в гости к Мяо-Чану».
Вид: экскурсионный, культурно-познавательный.
Сезонность: лето, весна, осень, зима.
Район проведения: Солнечный муниципальный район.
Способ передвижения: комбинированный (г. Комсомольска-на-Амуре – п.Фестивальный - машина (личный автомобиль); п.Фестивальный – Усадьба Мяо-Чан – снегоход, вездеход); Усадьба Мяо-Чан – хребет Мяо-Чан – пешком.
Кол-во экскурсантов: 12-20 человек.
Возраст экскурсантов: дети от 8 лет и их родители.
Протяженность маршрута: 15 км. в одну сторону.
Время проведения: 6 ч.
Нитка маршрута: г. Комсомольск-на-Амуре – п. Фестивальный – Горная Усадьба «Мяо-Чан» – хребет Мяо-Чан – Горная Усадьба «Мяо-Чан» - п. Фестивальный – г. Комсомольск-на-Амуре

Краткое описание маршрута. Маршрут рассчитан на один день и проходит по живописному хребту Мяо-Чан, который является жемчужиной Хабаровского края с уникальной природой, ландшафтом и историей. Семьи на личных автомобилях выдвигаются из города Комсомольска-на-Амуре до поселка Фестивальный. По пути участники маршрута останавливаются на реке Силинка, Солнечном ГОК и штольнях (это заранее обговаривается с руководителем маршрута). Педагог на данных остановках проводит образовательные экскурсии и различные игровые сессии, которые помогут создать условия для развития доверительных отношений между учащимися и их родителями, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей в объединении.
После посещения вышеназванных локаций семьи на вездеходе начинают движение по живописной тайге до Горной Усадьбы Мяо-Чан, где группа останавливается на обед, знакомиться с хозяевами Усадьбы и их ездовыми собаками породы аляскинский маламут и сибирская хаски, устраивается фотосессия с собаками и отдых.
Далее учащиеся и их родители выдвигаются пешком на вершину хребта Мяо-Чан. Именно эта природная локация является кульминацией всего маршрута. Здесь семьи любуются красотой и величием хребта Мяо-Чан, а педагог затрагивает экологическую составляющую природы хребта и роль человека в нарушении местного экологического равновесия. Семьи участвуют в игровой деятельности на сплочение и взаимопонимание.
Последним пунктом маршрута является собственно сама тайга и ее растительный состав. Семьи участвуют в заключительном квесте «Тайны таежных растений» и в конце призы. Далее на вездеходе до поселка Фестивальный и на личных автомобилях до города Комсомольск-на-Амуре.
Цель: создание атмосферы общности интересов и эмоциональной поддержки учащихся и их родителей в процессе совместного длительного путешествия на хребет Мяо-Чан.
Задачи:
Предметные: актуализировать знания учащихся и их родителей об особенностях хребта Мяо-Чан.
Метапредметные: создать условия для развития доверительных отношений между учащимися и их родителями, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей в объединении.
Личностные: создать условия для экологического воспитания и расширения образовательного кругозора учащихся и их родителей.

Описание туристского образовательного маршрута
1. Река Силинка. Теоретический материал. Река Силинка – один из притоков реки Амур. Берет свое начало на хребте Мяо-Чан. На тунгусо-маньчжурских языках «силингэ» означает «бодрящий». Краеведы установили, что она названа по фамилии одного из старожилов села Пермского. До 1932 года Силинка называлась Дульганом, так она значилась на топографических картах. Сами жители называли ее Черной. Это название сохранилось до настоящего времени у одного из ее притоков.
Практическое задание. Игра «След в след»: на определенном отрезке местности каждая семья проходит маршрут, ступая след в след. Задача семьи – аккуратно пройти маршрут за первым членом семьи.

2. Горно-обогатительный комбинат, поселок Фестивальный. Теоретический материал. Планомерное геологическое изучение Мяо-Чанского хребта началось в 50-е годы. Именно здесь в 1955 году геолог Олег Кабаков шел с отрядом вверх по течению речки Силинка. Шли дожди, темные тучи закрыли все небо. Надо было уже возвращаться на базу. Но Кабаков еще раз решил испытать удачу. Здесь место ему показалось особенно интересным. Он взял пробу. И когда геолог держал в руке кусок руды из-за вершин Мяо-Чана показалось солнце. За несколько дней впервые выглянуло оно. И под его лучами руда заблестела. Это оказался касситерит – руда на олово.
Треть объема оловянного концентрата бывшего Советского Союза готовилась на Солнечном горно-обогатительном комбинате Хабаровского края. Запасы полиметаллических руд с богатых также медью, цинком, свинцом и вольфрамом месторождений Солнечное, Фестивальное, Октябрьское, Лучистое, Соболиное гарантировали комбинату-гиганту стабильную работу не на одно десятилетие... Однако, с переходом на рыночные отношения ГОК «снизил обороты», а потом трижды подвергался процедуре банкротства. Сегодня здание Центральной обогатительной фабрики Солнечного ГОКа заброшено и разбирается по кусочкам.
Однако. Ввод в эксплуатацию обогатительной фабрики по переработке лежалых хвостов Солнечного ГОКа планируется в 2021 году. Хвостохранилище будет вмещать отходы производства и отвечать всем современным экологическим требованиям.

3. Штольни.Теоретический материал. Сейчас мы находимся у заброшенной вентиляционной штольни на месте выработки полезных ископаемых. Данные штольни располагаются вблизи бывшего п. Фестивальный, который строился, как поселок временного значения для проживания работников Холдоминской геологоразведочной партии неподалеку от открытого месторождения. В настоящее время в штольни проход закрыт, так как это опасно из-за возможности обвалов.
Практическое задание. Семьям представляется коллекция минералов и горных пород Солнечного района. Педагог кратко рассказывает о некоторых из них (олово, гематит, гипс, железо, алюминий и др.). Каждая семья по очереди отвечает на вопросы викторины «Минералы у нас дома».

4. Усадьба Мяо-Чан. Обед, фотосессия с ездовыми собаками пород аляскинский маламут и сибирская хаски.

5. Хребет Мяо-Чан. Теоретический материал. Мяо-Чан – хребет в междуречье Амура и Горина, к северо-западу от Комсомольска-на- Амуре; Солнечный район. По-нанайски «мио-чан» - ружье. Первое ружье на Амуре появилось с приходом русских в 17 веке. Очевидно, название было дано после находок в горах металлических руд.
Игровая деятельность. Игра «Я вижу волка»: Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее по тропе. Яга первая в шеренге говорит: "Я вижу волка" и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия Яги. Затем Яга опять говорит: "Я вижу волка", садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки. В третий раз Яга кричит: "Я вижу волка", указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю, и получается веселая свалка.
Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали "толкательный импульс".

6. Тайга. Теоретический материал. На хребте Мяо-Чан произрастают пихтово-еловые и лиственничные леса. В долинах рек ивовые леса и кустарники. Встречается дуб монгольский. В предгорье имеются участки широколиственных и смешанных лесов. Ранее широко распространённые на юго-восточном склоне хребта, широколиственные и хвойно-широколиственные леса понесли значительный урон от рубок и пожаров.
Практическое задание – интерактивная экскурсия «Тайны таежных растений» - научить различать хвойные деревья – ель, пихту, кедровый стланик, можжевельник, их шишки.




Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по спортивному ориентированию, 2 год обучения. Ориентирование на местности. Азимут Внеклассное мероприятие по экологии в дополнительном образовании Опыт организации экологического просвещения Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог"

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Викторина - презентация на тему "Лето" для детей начальной школы, 2-4 класс | Книга о достопримечательностях родного города в технике «pop up» для учащихся 5-6 классов
Опубликовано: 1115 дней назад (3 декабря 2021)
Просмотров: 5720
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!