Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Джанни Родари "Война колоколов"
Автор: Грачёва Дина Анатольевна, учитель гимназии № 9 города Караганды, Республика Казахстан
Описание: урок внеклассного чтения на основе критического мышления «Развитие через чтение и письмо» может быть использован учителями литературы, классными и воспитателями подготовительных групп.
Профессиональная рефлексия: Ни для кого ни секрет, что современные школьники читают недостаточно. Мало того, интерес к чтению, к сожалению, у многих из них с каждым годом становится всё меньше и меньше. Как привить потерянный интерес к чтению художественной литературы современным школьникам, увлечённым новыми информационными технологиями, просиживающим не за книгой, а у мониторов компьютера? Возможно ли это практически? Считаю, что, если читать «правильные книги», это вполне возможно. Ведь виртуальный компьютерный мир реально заменить интересной, необычной книгой, чтение которой доставит не меньшее удовольствие, чем «клацанье» по клавиатуре и издание звуков в эмоциональном состоянии, влияющих на психологическое состояние ребёнка в дальнейшем. Для привлечения интереса к чтению литературных сказок в необходимо использовать и произведения зарубежных авторов, как-то: Д.Дарелла, Д. Родари, Д. Толкиена, Р. Киплинга, Г. Уэллса, Д. Барри и др. Данный урок является показателем того, как на основе текста литературной сказки можно построить не только доверительный диалог, но и использовать музыкальный и видеоматериалы, для расширения кругозора учащихся, популяризации зарубежной детской литературы.
Средства активизации: использование интерактивной доски; практическая; средства RWST; исторический комментарий.
Методы обучения: поисковый; анализ; выращивание знаний; исследование; направленное чтение; ответы на разноуровневые вопросы.
Формы: групповая; коллективная; индивидуальная; самообразование.
Тема урока: Сказки Джанни Родари
Цель урока: помочь учащимся понять сложность современных литературных сказок.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с фактами биографии писателя и одной из его сказок;
2. Показать приближенность сказок к реальности;
3. Воспитывать вдумчивого читателя.
4. Развивать письменную и устную речь, высказывая свои мысли, оформляя их в устной и письменной формах;
5. Воспитывать у учащихся культуру общения при в группах.
Оценивание:
ответы на разноуровневые вопросы; составление пятистиший;
творческие - призывы от групп и индивидуальные;
наблюдение учителя во время работы на уроке.
Ожидаемые результаты:
• учащиеся определят отличие литературных сказок от обычных, фольклорных;
• заполнят таблицу в ходе чтения сказки;
• придумают и сформулируют призывы;
• помогут друг другу в работе группы.
Эпиграф урока: Джанни Родари – волшебник из РимаХОД УРОКА.
1. Организационная минутка.
- Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, возьмитесь за руки, пожелайте
удачного дня! Пусть у вас сегодня всё получится!
2. Мини-урок.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в солнечную Италию. Знаете ли вы сказку «Чиполлино» и «Джельсомино в стране лжецов»? А «Чем пахнут ремёсла»? Значит, встретимся мы сегодня с волшебником из Рима – Джанни Родари. Кстати, по возрасту, он мог бы быть вашим дедушкой.
Запись в тетради: Джанни Родари( 1920-1980), итальянец.
- Послушайте, что он сам о себе рассказывал:
«Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько лет учился играть на скрипке. Но с 1943-го года больше е прикасаюсь к ней. Это не случайно: воспоминания связаны с войной.
Ещё мне хотелось быть художником, правда, в школе у меня были всегда плохие отметки по рисованию. И, сам того не подозревая, я стал школьным учителем.
Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов. Так пусть мои книги будут для ребят игрушками из слов!»
Вопрос: - Ребята, осудите в парах, а затем в группах ответ на вопрос:
«Почему для Д. Родари книги- игрушки из слов?»
- За заслуги в области детской литературы Д. Родари был удостоен Золотой медали Андерсена. Кто же он был, Джанни Родари? Как сложилась его жизнь?
Она была у него ни лёгкой, ни счастливой.
Джанни Родари родился на юге Италии. Его отец был булочником, И Джанни рано узнал, «чем пахнут ремёсла». И ему, и его братьям надо было помогать отцу:
Вот перед вами булочник белый…
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы.
Тяжёлые времена настали для семьи после смерти отца. Пришлось уехать из родного города в город Варезе, где легче можно было найти работу.
Матери удалось найти место служанки в богатом доме:
Вечно ворчит на служанку хозяйка:
-Плохо погладила платье, лентяйка!
Дня не проходит без новой придирки:
-Соус без соли! Крендель без дырки!
-Лопнул стакан, и разбиты две банки!
Туго приходится бедной служанке!
А представляете, каково это –видеть, если служанка- твоя мама? И Джанни понимает, что единственное средство выбиться из нужды и помочь семье – это учёба. Тогда будет и работа, и лучшая жизнь. И он учится сначала в духовной семинарии, а затем – в университете.
Джанни Родари становится школьным учителем, потом – журналистом. Больше всего он любит детей, поэтому ведёт в газете страничку, где печатает свои стихи и сказки.
Запись в тетради: учитель, журналист, писатель.
«Сказки по телефону» - это сборник, который составлялся долгие годы. Я предлагаю прочитать предисловие к сборнику на листах, которые лежат пере вами.
Вопрос:
-Ребята, чем, по-вашему, отличаются «Сказки по телефону» от обычных сказок
(появляются в процессе обсуждения записи в тетради)
1. В литературных сказках есть автор;
2. Они современные, так как это сказки по телефону;
3. Они короткие, так как по междугородному телефону много не наговоришь.
- А теперь, ребята, внимание, нас зовёт в гости одна из сказок Джанни Родари!
-Слушайте!
(запись боя курантов, набата, колокольного звона)
- Как вы думаете, что вы сейчас слышали?
- Правильно, это колокола. А раз мы отправляемся в гости к сказке, мы, как герои, должны преодолеть одно испытание.
Вопрос: Что такое колокол?
Колокол (колокола)- металлическое (из меди или медного сплава) изделие в форме полого усечённого конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона.
Например: пожарный колокол;
Церковный колокол;
Без языка и колокол нем;
Ударить во все колокола (переносное значение) – разгласить повсюду.
У разных народов колокола применялись не только в церковном обиходе. Колокольный звон служил сигналом тревоги при пожарах, возвещал о приближении врага, помогал путникам в метели и бураны найти дорогу.
Но колокола гудели и в дни торжеств.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, как может называться сказка Джанни Родари, с которой мы сейчас познакомимся?
Запись в тетради: «Война колоколов»
-
Читаем сказку до первой остановки.
Вопросы:
1. Что вас удивило при чтении?
2. Какое известное литературное произведение напоминает?
3. Приведите цитату (и ядрам пролетать мешает гора кровавых тел»);
4. Как вы думаете, что будет дальше?
-
Читаем сказку до второй остановки.
Вопросы:
1. С какой целью велась война?
2. Как вы думаете, выиграет наповал-полковник войну?
- Читаем сказку до третьей остановки.
Вопросы:
1. Кому нужна была эта война?
2. Ожидали ли вы такого окончания сказки?
Историческая справка: В истории России известны два периода, когда колокола переливали на пушки:
- для войны Петра I со Шведами;
- для защиты России от интервентов в годы первой мировой войны.
(заполнение таблицы в тетради)
смешное в сказке
1. имена главнокомандующих
2. злость наповал-полковника
трагическое в сказке
1. война велась не на жизнь, а насмерть
2. солдат полегло видимо- невидимо
- Сказки Джанни Родари приближены к жизни, они современные, в этом их сложность.
Вопрос: Почему же «Война колоколов» - сказка?
Выводы детей:
1. только в сказке оружие борется за мир;
2. только в сказке война имеет счастливый конец.
Вопрос-задание: Каким бы призывом вы закончили сказку?
Например:
Пусть только о мире звонят колокола!
(звучит песня из кинофильма «Приключения Электроника»)
Бью часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола:
-Будет, будет даль светла!
Рефлексия:
красный – урок понравился, работал с удовольствием, хочу ещё такие уроки.
жёлтый – не совсем понравился урок, испытывал затруднения, не знаю:
хочу ли ещё такие уроки.
зелёный – урок не понравился, было трудно на уроке, не хочу таких уроков больше.
- Ребята, пусть звон ваших колокольчиков (всем учащимся подарены маленькие колокольчики) поможет вам в трудную минуту, пусть его услышат другие и помогут вам!
Домашнее задание: прочитать 2 сказки Джанни Родари на выбор.
Использованная литература:
1. Турьянская Б.И. Планирование уроков литературы, М. «Русское слово», 2000
2. Родари Д. «Сказки по телефону», М. «Детская литература», 1987
3. Родари Д. «Чем пахнут ремёсла», М. «Детская литература», 1974
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВОЙНА КОЛОКОЛОВ
(текст сказки, разделённый для чтения «с остановками»)
1. Разразилась однажды война, страшная война не на жизнь, а на смерть. Солдат полегло видимо-невидимо и с той и с другой стороны. Мы стояли здесь, а наши враги – напротив. День и ночь палили мы друг в друга. А война всё идёт и идёт, и конца ей нет. И вот пришло такое время, что не стало у нас ни бонзы на пушки, ни стали на штыки.
2. Приказал наш главнокомандующий наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста снять все колокола с колоколен, разом их расплавить и отлить громадную пушку – одну-единственную, но такую большую, чтобы можно было с одного выстрела выиграть войну.
Сто тысяч подъёмных кранов поднимали пушку. Восемьдесят семь железнодорожных составов везли её на фронт. Наповал-полковник потирал руки от радости и говорил:
- Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить- и враги от страха удерут на Луну!
Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы все заткнули уши ватой. Ведь от адского грохота могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки, а не ровён час и евстахиева труба (канал, соединяющий полость уха с глоткой).
Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста приказал:
- Огонь!
___________________________________________________________
3. Надавил бомбардир( солдатский чин в артиллерийских частях) на стрелятель- и вдруг: «Динь! Дан! Дон!»
Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон. Тут мы вату долой, уши навострили, слушаем. Громыхает пушища, словно гром: «Динь! Дан! Дон!»
Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста во второй раз: - Огонь! Огонь, чёрт возьми!
Снова надавил бомбардир на стрелятель. И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.
Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на себе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.
Тем временем смолкло всё и стало тихо.
____________________________________________________________
4. Но вот с другой стороны из-за окопов наших врагов, будто зов призывный, грянул вдруг оглушительный и весёлый звон: «Динь! Дан! Дон!»
Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обер-бейвсехвместе фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумать перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.
И началось! «Динь! Дан!»- гудела наша пушка. «Дон!»- отзывалась вражеская.
Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу навстречу. Бегут, а сами приплясывают.
- Мир! Мир! – кричат.
- Колокола! Слышите? Колокола! Праздник настал! Колокола звонят- знак подают! Мир! Наповал-полковник и обер бейвсехвместе прыгнули в свои автомобили – и наутёк! Далеко уехали, дальше и некуда, а звон слышен. Видно, не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не достал голос тех колоколов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной