Новые формы работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1-х классов
Автор: Бурмистрова Екатерина Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 42 им.Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка г.Ярославля.
Материал может быть полезен учителям начальных классов для работы с первоклассниками с привлечением учеников 5 класса (выпускников учителя) с целью облегчить процесс адаптации, сделать учебный процесс более увлекательным и динамичным.
Говорят, что основная задача начальной школы – научить учиться, т. е. сделать из малышей-дошколят учеников. А это значит, развивать их познавательную активность, стремление к новым знаниям.
А вот основной проблемой начального образования является проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Это не случайно: ведь первый год обучения в школе - своего рода, «пропедевтический» этап, выполняющий важнейшее предназначение в дальнейшей жизни и учении ребенка.
Огромную роль в этот период играет для ребенка как личность учителя, так и те формы, методы и приемы работы, которые он использует.
Задача учителя в этот период – сделать переход из дошкольного детства (с доминирующими игровыми мотивами) в школьный возраст менее ощутимым и болезненным. Поэтому учителя первоклассников в своей практике часто применяют игровые моменты, различные физкультминутки, дидактические игры, множество наглядного и раздаточного материала.
Однако не стоит забывать, что учитель первоклассников только что «выпустил» в «среднее звено» целый класс ребятишек, которые по-прежнему привязаны к нему, хотят быть рядом, помогать, даже присутствовать на уроках своего первого учителя, зачастую отвлекая, мешая педагогу работать.
Не в силах «разорваться» между настоящими и бывшими учениками, стала использовать такие формы работы на уроках, которые позволяли развивать познавательную активность первоклассников с помощью старших помощников. Такие уроки проводятся систематически, один раз в неделю, и их с нетерпением ждут как малыши, так и пятиклассники.
Каждый урок можно сделать нетрадиционным: урок-путешествие, урок-викторина, урок-блиц. Для этого требуется в первую очередь фантазия учителя, во-вторых, немало его же труда и, на первых порах, пока дети мало знакомы с различными формами работы, – помощь в проведении подобного рода уроков. Безусловно, проводить такие уроки часто - затруднительно, да и нецелесообразно – традиционную классно-урочную систему у нас никто не отменял. А вот раз в неделю – необходимо для учеников (это прекрасная возможность снять эмоциональное напряжение), и достаточно для учителя (за неделю можно основательно подготовиться к следующему уроку).
Работа на таких уроках ведется в группах, что позволяет первоклассникам сблизиться, почувствовать себя частью команды, учит взаимодействию и взаимопомощи.
К каждой группе «прикреплен» пятиклассник, который помогает, подсказывает, следит за дисциплиной в группе.
Проводимые мною уроки я условно разделила на 3 группы:
1. Урок – викторина
проводится как соревнование по группам, пятиклассники выполняют в группах ведущую роль, формируя у первоклассников навыки групповой работы
2. Урок – путешествие
проводится как путешествие команды с наставником (пятиклассником) по станциям, следуя маршрутному листу
3. Урок – калейдоскоп
напоминает урок-путешествие, только в этом случае группы учеников статичны, а вот пятиклассники переходят от группы к группе, предлагая каждый свое задание. Таким образом задания и «учителя» сменяются, как картинки калейдоскопа. Урок проходит в хорошем темпе и позволяет охватить больший объём материала, чем урок-путешествие.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Урок - викторина. Обучение грамоте 1 класс
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке