Открытый урок по теме «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу».
Автор: Кострюкова Елена Борисовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 39 города ТвериОткрытый урок по теме «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу». (2 класс)
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Оборудование: Учебник « Русский язык» 2 класс автор В.П.Канакина;Раздаточный материал 2 класс автор В.П.Канакина; Рабочая тетрадь 2 класс автор В.П.Канакина; мультимедийный проектор, экран, ПК; сигнальные карточки.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о правилах написания слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу.
Задачи:
1.
Обучающие:
-- систематизировать знания о правописании сочетаний : жи-ши, ча-ща, чу-щу
- совершенствовать умение распознавать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; правильно их писать.
2.
Развивающие:
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развививать орфографическую зоркость.
3.
Воспитательные:
-воспитывать организованность, самостоятельность, положительное отношение к учебе.
- воспитывать аккуратность при письме;
-воспитывать коммуникативные навыки , чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока.
1.
Орг. момент.2 мин.
- Сегодня у нас есть гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание .
Стихотворение читают подготовленные ученики.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.
-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.
2.
Сообщение темы урока.(2 мин.)
-Ребята ,сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Орфографии.Она очень большая и мы посетим только один городок.А вот кто в нём живёт и какие правила там изучают ,вам подскажет стихотворение:
Прошуршали камыши:
Только с «и» пишите « ши».
Им ответили ежи:
Только с «и» пишите « жи».
Плавником бьет чудо-щука;
Буква « у» нужна! А ну-ка!
И шумит лесная чаща:
В правило смотри почаще!
-Кто догадался,какие сочетания живут в городке.
-Кто из вас понял ,чем сегодня будем заниматься на уроке ?
-Тема нашего урока «Упражнения в написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ,ЖИ –ШИ».А кто догадался ,какие правила мы сегодня будем повторять?Поднимите руку .
-Скажем весёлую рифму:
В сочетаниях « жи-ши»
Только «и» всегда пиши.
В сочетаниях « ча-ща»
Пишем только букву « а».
В сочетаниях « чу-щу»
Пишут только букву « у».
- Сегодня вместе с нами в путешествие отправляется наш старый знакомый - Незнайка. Он прогуливал уроки в школе Цветочного города, и поэтому не знает,как пишутся слова с этими сочетаниями. И вот Незнайка решил выучить эти правила. И он пришел к нам на урок. Поможем, ребята, Незнайке?
-Итак,друзья,в добрый путь!
-Открываем тетради,записываем число.
3.
Минутка чистописания.(2 мин.)
-Ребята,путешествуя по городку ,мы будем попадать на разные станции,и,чтобы перейти с одной станции на другую,мы должны будем выполнить какое –либо задание.И первая наша остановка на станции ЧИСТОПИСАНИЕ.
Станция –Чистописание.
Выложим дорожку из сочетаний:
Жи ши ча ща чу щу
4.
Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями «жи-ши».
Станция –Собирай-ка.(5 мин.)
4.1– Ребята,Незнайка принёс нам пословицы,но они рассыпались ,и нам надо их собрать.Должно получиться три пословицы.
Задание « Собери пословицу» ( работа в парах; на парты заранее выдаются листы, с разрезанными пословицами ).Проверим.Ученики называют составленные пословицы, на слайде тоже появляются целые пословицы.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
На вкус и цвет товарища нет.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
-О чём пословицы ?
-Как вы их понимаете ?
-Назовите слова ,в которых встретились изученные сочетания.(Ученики называют).Какие правила надо знать ,чтобы правильно написать эти слова?
Задание : спишите по вариантам :
1 вариант –первую пословицу .
2 вариант –последнюю пословицу .
-Подчеркните в словах изученные орфограммы .
-В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ .
(Друг –товарищ).
4.2.
Словарная работа.( 3мин.)
Откройте словарики ,запишите новое словарное слово-товарищ.(Дети ставят ударение,подчёркивают безударную гласную).
-Составьте предложение со словом –товарищ и словом лыжи .
Товарищ подарил мне лыжи .
-Запишите это предложение,подчеркните главные члены.(Работа у доски).Подчеркните сочание.
4.3.Продолжаем наше путешествие.(5 мин.)
Станция –Отгадай-ка.
-Сейчас нам Незнайка предлагает отгадать загадки ( дети записывают отгадки в тетрадь, в строчку).Дети поочереди выходят к доске,записывают отгадки.
Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда все несут.(Мыши).
Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом.(Часы).
Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине.(Ерши).
Бегут по дорожке доски да ножки.(Лыжи).
Из горячего колодца через нос водица льется.(Чайник).
Белые горошки на зеленых ножках.(Ландыши).
По вертикали получилась отгадка на загадку К.И.Чуковского:
«Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек по улице везут»(Машины).
– Ребята ,Незнайка на нашем уроке наблюдает и ставит каждому из вас плюсики за работу на уроке.Поэтому вы должны стараться .Он видел как вы работаете все вместе ,а теперь предлагает нам придумать 2 слова самостоятельно с сочетанием « ши» и записать .(1 мин.)
-Какие надо знать правила ,чтобы правильно писать эти слова?
4.4.Станция Отдохни-ка .
Физкультминутка.(1мин.)
5.
Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями «ча-ща».
5.1
Станция –Восстанови- ка.(3 мин.)
-Ребята! Продолжаем путешествие и переходим на станцию Восстанови-ка.На этой станции для вас были подготовлены добрые советы, но Незнайка так активно отдохнул на физкультминутке, что некоторые буквы нечаянно стер. Давайте попробуем восстановить эти советы.(Работа с сигнальными карточками).
Мой руки чище и ч.ще . За столом не маш. руками .Ешь молч. . Угощ.й друзей ч.ем.
-Чему учат эти советы?
-Какое правило надо знать, чтобы написать грамотно?
(Дети отвечают правила).
5.2-Продолжаем путешествие.Мы переходим на станцию Упражняй-ка.
Станция – Упражняй-ка.(8мин.)
-Открываем учебник на с.12 упр.17.
-Ребята,к доске будем выходить по цепочке.
После выполнения упражнения обобщаем,на какие правила встретились слова.
6.
Самостоятельная работа.(Приложение).(3 мин.)
Станция –Думай- ка.
-Ребята,сейчас вы будете работать самостоятельно.Какими правилами вы будете пользоваться?
Дети выполняют задание-тест.
6.
1.Станция Физкультурная.(Танцевальная).( 2 мин.)
7.
Итог урока .
-Наше путешествие подходит к концу.
-Ребята ,что мы повторяли на уроке.Повторим хором весёлую рифму:
В сочетаниях « жи-ши»
Только «и» всегда пиши.
В сочетаниях « ча-ща»
Пишем только букву « а».
В сочетаниях « чу-щу»
Пишут только букву « у».
- Ребята научились ли мы писать слова с сочетаниями жи и ши?
-А пригодятся ли нам знания которые вы получили на уроке в жизни?
-А для чего нам это надо? ( чтобы могли правильно писать и не делать ошибок).
-Правильно. Чтобы быть грамотным.
-Какое новое словарное слово узнали?
-Что понравилось?
9.
Домашнее задание.(1 мин.)
-Откройте дневники ,запишите дом.задание. с.14 № 23.
10.
Оценивание .(1 мин.)
-Ребята , вы все хорошо работали . Незнайка наблюдал за вами , отмечал как вы работали .А ещё вы написали тест .Мы с Незнайкой проверим всё и поставим вам отметку .
11.Рефлексия.
-Ребята ,Незнайка хочет узнать понравился ли вам урок и в каком настроении вы уйдёте .
-У вас на партах лежат весёлые человечки.Вы возьмите и вложите в тетрадочку весёлого или грустного человечка.Выберите того,у которого такое же настроение как у вас сейчас.Если у вас всё получилось ,вам всё понравилось-весёлого,если нет- грустного.
13. Станция –Наблюдай-ка.(если останется время)
Ребята,Незнайка тоже выполнил самостоятельную работу.И вот ,что у него получилось.Давайте проверим.На доске текст.
Рощя -небольшой лес.Ребята часто ходили в рощю за селом.Там стучят пёстрые дятлы.Звонко свищют синички.Трещат сороки.Цветут душыстые ландышы.
-Найдите и исправьте ошибки. Скажите,что надо знать,чтобы правильно писать слова с этими сочетаниями?А можно сразу ,за один урок научиться правильно писать?Что надо делать,чтобы не делать ни одной ошибки?(Чаще тренироваться).
Тест
1) Какую букву напишешь в слове Ч…ДО
1.У
2.Ю
2) Какую букву напишешь в слове Ч…ШКА
1.А
2.Я
3)Какую букву напишешь в слове Щ…ВЕЛЬ
1. А
2.Я
4) Какую букву напишешь в слове МАШ...НА
1.Ы
2.И
5) Какую букву напишешь в слове Щ…КА
1.Ю
2.У
6) Какую букву напишешь в слове ЛЫЖ…
1. И
2.Ы
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса