Формирование экологических представлений у детей
о необходимости бережного и сознательного отношения
к природе через проектную деятельность.
Материал предназначен для воспитателей, педагогов образовательных учреждений.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательного интереса детей, формирование у них начал экологической культуры через проектную деятельность.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.
Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны.
Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически. Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, иногда экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Нами используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует:
- познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка;
- формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, нами была проведена следующая работа.
1.Беседы и занятия экологической тематики
-«Мы спасатели природы», «Что такое заповедник»,
-«Вода, кругом вода» - занятие с элементами исследовательской деятельности,
-«Необыкновенный мир магнитов», «Волшебные стеклышки».
-из цикла «Удивительные камни»:
«Янтарь – солнечный камень»,
«Камни, которое подарило море»,
«Камень, рождённый деревом».
2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.
3. Демонстрация фильмов о жизни животных:
- «Мама львица», «Медвежата»;
4.Просмотр презентаций:
-«Чудо природы – янтарь!», «Янтарь – камень здоровья, счастья и солнца»;
- «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют звери?»;
-Экологическая сказка «Жила-была речка…»
5. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;
Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадками в «огороде на подоконнике», ведение дневников наблюдений, календаря погоды.
6. Создавались:
- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
- картотека наблюдений на прогулке;
-картотека загадок с заданиями-раскрасками;
-при помощи родителей оформили мини-альбомы «Правила поведения в природе», «Календарь времени», «Погодные явления», «Экологические цепочки», дневники наблюдений за «посадками на подоконнике»
(Домашнее задание)
7. Были проведены «Уроки доброты», «Экологические акции»:
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
-«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
-«Когда я был добрым к природе?»
-«Строим замки для птиц» (Домашнее задание)
-«Покормите птиц зимой!»
8. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем:
- опыты с магнитом, янтарём, песком;
- эксперименты с водой и воздухом, льдом и снегом, силой тяготения;
- работа с лупой и термометром;
- проращивание семян.
Все проведенные опыты оформлены в альбоме «Экспериментальная деятельность нашей группы»
7.Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.
(Лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).
8.Основным итогом работы стал исследовательский проект «Камень, рожденный деревом», где было подтверждена гипотеза, что янтарь имеет растительное происхождение, и это застывшая смола хвойных деревьев древнего леса. Заключительным этапом проекта стала изобразительная деятельность. Дети выполнили декоративную аппликацию «Олимпийский факел» из природного материала – янтаря.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:
-
педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
-
родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
-
деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе