Консультация для воспитателей на тему «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»
Автор: Дурасова Елена Николаевна – воспитатель МБДОУ детского сада №2 пгт. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для воспитателей на тему «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы». Данная разработка будет полезна воспитателям детских садов.
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей по организации игровой деятельности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования.
Задачи:
1. Ознакомить воспитателей с теоретическими особенностями организации сюжетно-ролевых игр детей средней группы.
2. Ознакомить воспитателей с возможными теоретическими и практическими сценариями развития сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы.
3. Проинформировать воспитателей о теоретических аспектах сюжетно-ролевых игр как формы познавательной деятельности детей средней группы.
4. Разработать практические рекомендации для воспитателей по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в средней группе.
5. Определить наиболее эффективные формы работы с семьей по практическому закреплению результатов, проведенных сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы.
Ход консультации:
Ключевые принципы организации и методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы трудоемкая и важная работа педагога. Поэтому она должна выстраиваться на твёрдой почве, в соответствии с основополагающими принципами проведения подобных мероприятий. Ключевыми из них можно назвать три.
Первый принцип заключается в том, что в процессе совместной игре с детьми позиция педагога – это прежде всего позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным, непринужденным и равным.
Из данного положения логично следует
второй принцип: воспитатель должен регулярно проводить сюжетно-ролевые игры с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Третий принцип заключается в ориентировании ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение смысла этого действия партнерам — взрослому или сверстнику.
Основываясь прежде всего на этих трёх принципах, педагог и должен организовывать сюжетно-ролевые игры. При этом воспитатель не должен забывать и об этапах ненавязчивого, но деятельного руководства игрой:
1.
Подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
2.
Основной этап (начало, ход, конец игры);
3.
Участие в игре (совет, напоминание и т. д.).
Помимо этого, педагог должен не забывать и об основных этапах непосредственного проведения сюжетно-ролевых игр.
1. Конечно же первым их них является
выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
2. Далее следует педагогическая
разработка плана игры. При разработке игры педагог должен стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным заинтересовать и увлечь ребенка. А также к квалифицированному распределению предполагаемых ролей детей в ходе проведения сюжетно-ролевых игр.
3.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
5.
Распределение ролей. Педагог должен прежде всего ориентироваться на желания и интересы детей для распределения ролей для той или иной сюжетно-ролевой игры. А для предотвращения конфликтов между детьми, воспитатель может использовать во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики и так далее.
6.
Начало игры. Для создания у детей положительного восприятия и интереса к сюжетно-ролевым играм педагог может использовать специальные методические приемы такие как - рассмотрение альбомов, прослушивание аудио и видео материалов и т. п.
7.
Сохранение игровой ситуации. Для сохранения интереса детей в процессе проведения сюжетно-ролевых игр педагогу требуется воздействовать на воображение дошкольников. Создавая те или иные яркие, живые образы воспитатель добивается и более эффективного усвоения изучаемого материала.
8.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог должен заранее продумать наиболее вероятную концовку, которая помимо прочего должна включать обсуждение результатов сюжетно-ролевой игры, при этом предоставляя возможность детям самим рассказать о наиболее интересных и важных для них эпизодах игры.
Таким образом, организация сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы, основываясь на подобных теоретических и практических аспектах является одним из ключевых составлявших элементов успешного проведения мероприятий данного вида.
Практические рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы
Связь игр с занятиями
Занятия должны быть содержательными, эмоциональными. Если же занятия оставляют детей равнодушными, то сведения, полученные на них, не используются в играх.
Связь игр с конструированием
Роль шофера, машиниста, директора магазина – необходимо соорудить постройку для этого.
Иметь бросовый материал для изготовления деталей (коробки, катушки, карточки). Игра в «Железную дорогу» – расширение словарного запаса: станция, платформа рельсы, шпалы, проводник, пассажиры.
Игра объединяет разные виды деятельности: изобразительную (конструирование), составление рассказов. На основе знакомства с окружающим в игре осуществляется воспитание творческих способностей ребенка, его моральных качеств.
Игра служит средством и эффективным инструментом всестороннего развития ребёнка, и в то же время в ней видны результаты воспитательной работы. Педагог влияет на игру через всю воспитательную работу, через занятия, беседы, экскурсии. Дети затевают иногда и плохие игры, вредные для здоровья, развивающие дурные чувства. Например, игра «Бандиты» и т. п. Такие игры необходимо своевременно прекращать, объясняя детям, что бандиты и пр. – негативные герои, которым не стоит подражать. Необходимо добиться усвоения в детях отвращения к пьянству, ссорам, грубости. Помогая дошкольникам во время игр, воспитатель должен своевременно предотвращать конфликтные ситуации и наложить добрые, дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Но, помогая детям, не надо делать за них то, что они могут сделать сами, необходимо лишь направит их действия в нужную сторону.
Игра и труд
В игре не происходит реального изменения в вещах и нет получения нового практического результата. В игре нет изменения вещей, нет связанного с этим нового материального результата продукта. Но игра – это первоначальная школа труда. В игре ребёнок может представить себя в роли врача, архитектора, военного, капитана или продавца и это является первым в его жизненным опытом той или иной трудовой деятельности.
Коллектив детей, играющих в сюжетно-ролевую игру – это реальный опыт сотрудничества, сопереживания и взаимного контроля за действия друг друга. Педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждого отдельного ребенка, следить за тем, чтобы замечания детей друг другу не вызывали агрессивного характера, не вызывали желание у ребенка, еще не умеющего хорошо исполнить свою роль, желание выйти из игры.
Сюжетно-ролевые игры на прогулке
Создавать на участках среду: «Поляна сказок» (герои русского фольклора), «Туристический городок» (мосты, пещеры, горы, иметь палатки, веревки, доски), «Заповедный уголок» (кустарники, цветы, деревья, вертолет, поезд, автобус, домики, беседки, корабли) и другие. Помимо этого, можно организовать сюжетно – ролевые игры такие как - театр, путешествие, шоферы, моряки, ездим в гости/озеро/лес и т. д.
Предварительная подготовка включает следующие этапы:
1. Беседа с целью выявления представлений детей о содержании игры, жизненных наблюдений и каких-либо дополнительных знаний, касающихся запланированной сюжетно-ролевой игры.
2. Чтение произведений литературного искусства - рассказов, сказок, стихотворений для расширения представлений детей по запланированной теме сюжетно-ролевой игры.
3. Подготовка необходимых атрибутов для сюжетно-ролевой игры (костюмы, предметы, иллюстрации, декорации и так далее).
4. Рассматривание иллюстраций и составление рассказов об увиденном.
5. Уточнение правил сюжетно-ролевой игры, определить её продолжительность, а также распределение ролей.
Рекомендуем посмотреть:
Игра и ребенок
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Развитие творческих способностей детей в игре
Игровые приемы в изобразительной деятельности дошкольника
Похожие статьи:
Виды игр и их классификация в педагогике
Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста
Структура дидактических игр для дошкольников
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ