Игровые приемы в изобразительной деятельности. Консультация
Автор: Максимцева Ольга Анатольевна, МКДОУ детский сад«Рябинка» воспитатель.
Описание материала: материал будет интересен педагогам по изобразительной деятельности, воспитателям при подготовке докладов, бесед с родителями о взаимосвязи игры и изобразительного творчества.
Цель: Внедрение игровых приёмов в процесс обучения.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднение сверстников и оказывать им помощь.
- Создать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей для развития творческих способностей.
Способности человека – это продукт общественного развития. Их формирования предполагает усвоение определённых форм деятельности, выработанных человеком в процессе общественно – исторического развития.
Способности – не врождённые качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Способности к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, даёт возможность не только использовать деятельность, но и видоизменять её.
Творчество художника – это определённая деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.
Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.
Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замыслов. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требующим времени, для того, чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.
Третий этап – реализация замысла, в процесс которого идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретной форме.
Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего мира, ограничены. Не всё, что ребёнок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. В детском саду в процессе образовательной деятельности по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приёмы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приёмов составляют игровые примеры. В них соединяется применение наглядности и пользование слова.
К наглядным методам и приёмам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приёмов изображения; показ детских работ в конце изобразительной деятельности, при их оценке. К словесным методам и приёмам обучения относятся беседы, указания воспитателя в начале и в процессе работы, использование словесного художественного образа. Игра в дошкольном возрасте – одна из любимых видов деятельности детей. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация « как будто»). В игре ребёнок говорит.
Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры. Игру в образовательной деятельности, чаще всего, предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков игрового приёма является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детям. Например, воспитатель предлагает детям: « Построим мишке домик», «Позовём Петрушку в гости». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, ребёнок проговаривает: « Посажу божью коровку на листочек» и т.д.
Умело используя игровой приём, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно- игровой замысел.
При разработке применении игровых приёмов учитываются также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотив игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У самых маленьких детей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание детей. Ориентируясь на основные побудителя игры на данном этапе развития детей, воспитатель придумывает соответствующие игровые приёмы, игровые задачи и действия. В работе с малышами более эффективен приём, включающий игровые действия с игрушкой ( катает вылепленную машину), с более старшими детьми выполнение той или иной роли в соответствующих действий ( в роли шофёра перевозит пассажиров на машине) и т.д. Предлагая детям, игровые мотивы деятельности на занятии, педагог создаёт условия для их самостоятельной работы, т.е. творческий замысел осуществляется как бы по инициативе детей. Воспитателю важно, чтобы дети не только поняли игровую задачу, которая совпадает с изобразительной, но и выполнили требования к качеству изображения. Непременным условием достижения игровых целей является выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований.
Рисунок (лепка, аппликация), выполняемый ребёнком с целью показа способа изображения, можно обыграть с помощью игрушек. Например, при создании аппликации дошкольник показывает зайчику, задумавшему построить себе домик, как поставить стены, чтобы дом не был кривой, из квадрата какой величины нужно сделать крышу, чтобы она закрывала дом от дождя, как ровно, её нужно прикрепить, чтобы она не упала и не задавила зайчика дети при этом внимательны, эмоциональны, активны. В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребёнка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приёмы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, другие - народных мастеров. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Игра и ребенок
Развитие творческих способностей детей в игре
Детская игра
Похожие статьи:
Виды игр и их классификация в педагогике
Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста
Структура дидактических игр для дошкольников
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ