Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок» по музыке. Сценарий игры.
Сценарий интеллектуального шоу «Ворошиловский стрелок» для учащихся 5 – 8 классов.
Автор: Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Правообладателем сценария и автором этой замечательной игры Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок» является Владимир Задорожный.
Описание материала. Интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 – 8 классов. Все вопросы турнира связаны с музыкальным искусством. Для проведения игры необходимо участие двух и более команд по 4 человека. Материал будет полезен учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, родителям. Сценарий игры может быть использован в урочной и внеурочной деятельности, в летнем оздоровительном лагере.
Цель: развитие умственной и познавательной активности детей.
Задачи:
- способствовать развитию интеллекта и активизации познавательной деятельности;
- содействовать расширению кругозора детей;
- развивать быстроту реакции, умение быстро сконцентрироваться;
- воспитывать дружеское отношение друг к другу, самостоятельность.
Оборудование:
- приспособления для звукового сигнала (свистки, клаксоны, дудки и др.);
- одежда (или элементы одежды) красного, зелёного, синего и жёлтого цвета;
- камуфляжные костюмы для учеников-ведущих;
- ноутбук, CD-записи, аппаратура для усиления звука, микрофоны.
Предварительная работа:
- проведение с детьми ознакомительной беседы об истории знака «Ворошиловский стрелок»;
- распределение участников по командам, выбор капитана.
Введение.
«Мы заряжаем, но не винтовки, и стреляем, но не по мишеням!
Наше главное оружие — это знание и интеллект,
а побеждает в нашей игре тот, кто применяет его первым!»
В 2008 году на международном образовательном форуме «Селигер-2008» широкой публике был представлен новый молодёжный проект – «Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок». Благодаря своей простоте и динамизму шоу стало популярным среди молодёжи по всей России. Сегодня создано общероссийское движение, на турнирах, чемпионатах и фестивалях которого принимают участие тысячи юношей и девушек из большинства регионов России.
Интеллектуальное шоу «Ворошиловский Стрелок» - это удачная смесь между «Своей игрой» и «Брейн-рингом». Правила игры очень просты! За игровыми модулями встречаются 2 команды — одна играет против другой. Каждый игровой модуль имеет свой цвет — синий, жёлтый, зелёный и красный. Ведущий задаёт вопросы из самых разнообразных областей знаний. Если игрок знает ответ, он нажимает на кнопку! Загорается лампочка, и нажавшему на кнопку предоставляется право ответа. Если ответ верный, то игрок противоположной команды покидает игру. Если неверный, то игру покидает отвечавший! Главная задача – как можно быстрее выбить правильными ответами игроков команды соперников из игры!
Когда я узнала об этой игре, то сразу же загорелась желанием организовать и провести такую игру со своими учениками. К сожалению, в нашей школе нет таких игровых модулей. При желании сделать их нетрудно, но это требует некоторых материальных затрат. Предлагаю несколько вариантов решения данной проблемы. Например, членам команд можно надеть футболки красного, синего, зелёного и жёлтого цвета. Если и такой возможности нет, то можно взять разноцветные бейсболки, косынки, банданы, галстуки, наподобие пионерских, или элементы одежды – разноцветные банты, повязки на рукава или на голову и т.д. Другой вариант – поставить на игровом столе разноцветные флажки или дать в руки участникам цветные карточки.
Вместо светового сигнала можно использовать звуковой. Каждому игроку выдаётся приспособление, которое может издавать громкий звук. Это могут быть свисток, велосипедный клаксон, разнообразные духовые детские музыкальные инструменты, даже детская резиновая игрушка с пищалкой. Если вам не нравится вариант звукового сигнала, возможен вариант простого поднятия руки игроком.
В классе (или в отряде, или на дне рождения) вы можете провести турнир – разовое мероприятие, в течение которого будут проведены все бои команд и определён победитель турнира. Затем вы можете провести чемпионат, например,
в школе между классами (в летнем лагере между отрядами). Чемпионат предусматривает собой два или более турнира, именуемые этапами чемпионата, по результатам которых предусмотрено единое подведение итогов. Ну, а если вас захватит эта игра, то можно организовать большой фестиваль!
Игру можно проводить разными способами:
- по олимпийской системе, при которой каждая проигравшая команда выбывает из турнира;
- по круговой системе, при которой команды, находящиеся в группе турнира, последовательно играют с каждой командой группы;
- по смешанной системе, при которой часть игры, как правило, отборочный тур проходит по круговой системе, а часть, как правило, финальная, по олимпийской.
Определить очерёдность игры команд можно с помощью жеребьёвки. Также до начала игры выбирается жюри, от 1 до 5 человек, один из которых является председателем. Члены жюри помогают ведущему установить правильную очерёдность подачи сигнала игроками, присуждают командам очки (очко — единица победы одной команды над другой), баллы (балл — количество человек, удалённых командой в результате игры за один бой), рейтинговые баллы (количество действующих игроков команды, оставшихся после окончания одного боя) и ведут их подсчёт. Также жюри принимает решение о дисквалификации игроков. Если возможности создать жюри нет, его обязанности может выполнить ведущий игры.
Побеждает в бое та команда, хотя бы один игрок которой остался до конца поединка. За каждую победу команда получает одно очко и четыре балла — по баллу за каждого выбитого игрока команды соперников. Проигравшая команда получает ноль очков и один, два или три балла, в зависимости от того, сколько игроков команды соперника им удалось выбить.
Подведение итогов в группе осуществляется следующим образом:
1 место занимает та команда, которая набирает наибольшее количество очков;
если количество очков одинаково, побеждает команда, у которой больше всего баллов; если количество очков и баллов одинаково, то побеждает та команда, которая победила в личной встрече между этими двумя командами. Игроку, давшему в течение игры больше всех правильных ответов, присваивается звание «Ворошиловский стрелок».
Ход игры.
Звучат фанфары
На сцену выходят двое ведущих, одетых в камуфляжную форму.
Ученик 1. Внимание, внимание! Начинаем состязание
Умных и любознательных, находчивых и рассудительных!
Ученик 2. Теперь и у тебя есть шанс испытать себя! Только сегодня, здесь и сейчас состоится увлекательная игра…
Ученики (вместе). Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок»!
(отбивка)
Ученик 1. Здесь стрелки не держат оружия, здесь сила – это их знания.
Ученик 2. Точность в движениях, точность в мыслях, точность в ответах. Перекрёстный огонь и игра на выбывание.
Ученик 2. Поиск правильных решений, быстрота реакции, напряжение, с которым трудно справиться. Цена промаха или промедления – удаление участника из игры.
Ученик 1. Команды к бою готовы?
Зал. Готовы!
Ученик 2. Тогда мы приглашаем все команды на сцену!
(под динамичную музыку команды поднимаются на сцену)
Ученик 1. А сейчас встречаем дружными аплодисментами Ведущего нашей игры (ФИО)!
(отбивка)
Ведущий приветствует всех собравшихся, представляет жюри, затем даёт слово командам на сцене. Капитаны знакомят зал с названием команды и её участниками. Далее ведущий рассказывает о правилах игры.
Ведущий. Пришла пора познакомить всех с правилами игры.
Итак, в нашей игре принимают участие 4 команды. В составе каждой команды - 4 человека, один из которых капитан. В одном бое одна команда играет против другой. Сегодня мы увидим четыре боя. Сначала по итогам жеребьёвки сразятся 1 и 2, затем 3 и 4 команды. Затем будет бой за третье место между проигравшими в первом бою командами. В финальном бою встретятся победители двух первых боёв.
Уважаемые участники, вам будут задаваться вопросы на общую эрудицию, разбитые по темам. В каждой теме, как правило, 4 вопроса без разброса по категории сложности. Вопросы могут быть «обычными», а также «четыре варианта», где на вопросы темы даются по четыре варианта ответа. Игрок, желая ответить, подаёт звуковой сигнал. После предоставления ему права ответа, он отвечает на вопрос. Например, при правильном ответе на вопрос «зелёного» игрока, (то есть в зелёной футболке или галстуке), «зелёный» игрок соперников покидает игру. При неправильном ответе покидает игру участник, давший неправильный ответ. Если «зелёный» игрок после первого правильного ответа, затем на очередной вопрос даёт ещё один правильный ответ, то в этом случае он выбирает того, кто из команды соперников покинет игру: «жёлтый» или «красный» игрок. «Синий» игрок – капитан, он покидает игру последним. Время между предоставленным правом ответа и началом ответа не должно превышать 3 секунд. Нельзя советоваться, пользоваться подсказками в любом виде. Каждый участник играет в команде самостоятельно. Игрок, нарушивший это правило, дисквалифицируется.
Всем всё понятно? Тогда прошу остаться на сцене по итогам жеребьёвки первые две команды, а остальных участников игры пройти в зал.
(отбивка)
Ведущий. «Ворошиловский стрелок» — это увлекательная игра, в которой каждый может попробовать свои силы, блеснуть эрудицией, знаниями, интеллектом! Итак, мы начинаем!
Далее ведущий задаёт вопросы, которые объединены по темам. Один бой – одна тема. Поскольку игроков в каждой команде четыре, то и вопросов в теме должно быть четыре. Но бывает так, что ни один игрок не знает ответа на заданный вопрос, поэтому мною составлены темы, в которые добавлены дополнительные вопросы. Предлагаю вашему вниманию несколько тем. В вопросах, где даются четыре варианта ответа, правильные ответы выделены жирным шрифтом.
Тема «Музыкальные инструменты»
1. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано)
2. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)
3. Название какого музыкального инструмента в переводе французского означает «королевский»? (Рояль)
4. Какой смычковый инструмент несколько уступает по размерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? (Виолончель)
5. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас)
6. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? (Орган)
Тема «Любимый музыкальный инструмент»
1. На каком музыкальном инструменте виртуозно играли Шопен, Лист и Рахманинов? (Фортепиано)
2. Какой прусский король виртуозно играл на флейте и сочинял музыку? (Фридрих Великий)
3. На каком музыкальном инструменте любил играть Шерлок Холмс? (На скрипке.)
4. Этот бельгийский мастер создал не один духовой инструмент, названный в его честь. Назовите инструмент. (В 1846 году Адольф Сакс изобрёл и запатентовал саксофон, позднее саксогорн)
5. Назовите любимый музыкальный инструмент современных бардов? (Гитара)
6. Назовите любимый музыкальный инструмент Мстислава Ростроповича? (Виолончель)
Тема «Музыкальный калейдоскоп»
1. Какой музыкальный инструмент существует?
а) Гусар; б)
Корнет; в) Кадет; г) Гардемарин.
2. Каким музыкальным инструментом А.С. Пушкин пробуждал у народа чувства добрые?
а)
Лирой; б) Арфой; в) Гонгом; г) Фанфарами.
(«... чувства добрые я лирой пробуждал».)
3. На каком народном инструменте играл Шариков из «Собачьего сердца»?
А. На гуслях; б)
на балалайке; в) на гармошке; б) на дудке.
4. Какой музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии?
а) Волынка; б) флейта; в)
арфа; г) лютня.
5. Какой инструмент является главным для настройщика пианино?
а) Тонометр; б)
камертон; в) баритон; г) криптон.
6. Какой русский музыкальный инструмент может быть столообразным?
а) Бубен; б)
гусли; в) гармоника; г) дудка.
7. Какой современный музыкальный инструмент имеет семь педалей?
а) Виолончель; б) клавесин; в)
арфа; г) фортепиано.
Тема «Духовые инструменты»
1. Как называется народный музыкальный инструмент, род свистковой флейты, свирели?
а)
Сопель; б) сопло; в) сопатка; г) сопка.
2. Какой музыкальный инструмент не относится к атрибутам пастушеской жизни?
а) Свирель; б) рожок; в) дудка; г)
горн.
3. Какой музыкальный инструмент появился в результате усовершенствования охотничьего рога?
а)
Валторна; б) гобой; в) тромбон; г) горн.
4. Греческое название какой геометрической кривой дало название духовому музыкальному инструменту геликон?
а) Парабола; б) эллипс; в)
спираль; г) синусоида.
(По-гречески helix - спираль.)
5. Как называется пищалка из двух тростниковых пластинок в гобое, кларнете, зурне и в других духовых деревянных музыкальных инструментах?
а) Посох; б)
трость; в) жезл; г) костыль.
Тема «Знаменитые музыканты и композиторы»
1. На каком инструменте аккомпанировал себе Элвис Пресли?
а) На арфе; б) на пианино; в)
на гитаре; г) на банджо.
2. Какой композитор подарил героине рассказа К.Паустовского музыкальное произведение?
а) М.Глинка; б) Й.Гайдн; в)
Э.Григ; г) Д.Гершвин.
(Рассказ «Корзина с еловыми шишками»)
3. Кто из этих джазовых музыкантов играл преимущественно на кларнете?
а) Дюк Эллингтон; б) Луис Армстронг; в) Каунт Бейси; г)
Бенни Гудмен.
4. На каком инструменте Элтон Джон аккомпанирует себе во время выступления?
а)
Рояль; б) гитара; в) аккордеон; г) тамтам.
5. Игрой на каком музыкальном инструменте прославился Луи Армстронг?
а)
На трубе; б) на фортепиано; в) на кларнете; г) на барабанах.
6. Каким струнным инструментом виртуозно владеет Виктор Зинчук?
а) Арфа; б) гусли; в)
гитара; г) банджо.
7. Кто является руководителем оркестра «Виртуозы Москвы»
а) Евгений Светланов; б)
Владимир Спиваков; в) Геннадий Рождественский; г) Вероника Дударова.
Тема «Опера»
1. Родина оперы. (Италия.)
2. Вступление к опере, написанное обычно в форме сонатного аллегро. (Увертюра)
3. Произведения какого русского поэта вдохновили композиторов на создание таких гениальных опер, как «Руслан и Людмила» Глинки; «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чаковского? (Произведения А. С. Пушкина)
4. Певческий коллектив, являющийся важным действующим лицом в опере. (Хор)
5. Слова, реплики героев, произнесенные в опере «говорком». (Речитатив.)
6. Назовите одним словом литературный текст, лежащий в основе оперы. (Либретто)
7. Руководитель симфонического оркестра в оперном театре. (Дирижер.)
8. Где находится знаменитый оперный театр «Ла Скала»? (В Милане, Италия)
Тема «Танцы»
1. Танец, названный в честь лисы. (Фокстрот — лисий шаг)
2. Полька – польский или чешский народный танец. (Чешский)
3. В переводе с английского этот танец означает «кручусь-верчусь». (Рок-н-ролл)
4. Название этого итальянского танца связано с пауком тарантулом. (Тарантелла)
5. Польский танец-шествие. (Полонез)
6. Греческий народный массовый танец. (Сиртаки)
Тема «Музыкальные инструменты России»
1. Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
2. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян)
3. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной былины? (Гусли)
4. Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (Ложки)
5. Как называется народный духовой инструмент, основу которого составляет кожаный мешок и несколько трубок? (Волынка)
6. Какой немудрёный музыкальный инструмент стал эмблемой почты? (Рожок)
7. Благодаря кому или чему получила своё название русская гармонь черепашка? (Городу Череповцу, где её делают)
В перерыве между боями исполняются концертные номера. Они помогают снять напряжение, разрядить обстановку и просто поднять настроение и зрителям, и участникам игры. Также проходит конкурс кричалок, в котором участвуют болельщики команд.
В конце игры под торжественную музыку проходит награждение команд – победителя и призёров игры, а лучшему игроку присваивается звание «Ворошиловский стрелок».
«Ворошиловский стрелок» - это игра для людей любого возраста, есть только одно обязательное качество для игрока – желание учиться. Это игра для умных и целеустремлённых, для думающих и увлекающихся, это способ найти себя и завести друзей, это возможность узнать больше и увидеть мир другими глазами. Играйте в увлекательную игру «Ворошиловский стрелок» и заряжайте свой интеллект!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Сценарий интеллектуальной игры о животных для 5-6 класса
Андрей Рублёв. Биография
Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс
Похожие статьи:
Конспект урока МХК в 6 классе
Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом
Сценарий внеклассного мероприятия для 5 класса по Пушкину
Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах
Интеллектуальная игра по английскому языку «Слабое звено», 5 класс