Комплексно-тематическое занятие в подготовительной группе «Мама – солнышко моё»
Автор: Старокожева Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 1», г. Вилючинск, Камчатский край.
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект музыкального занятия в подготовительной группе, которое можно провести накануне праздника «День матери». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ.
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
• расширять представления о праздниках;
• развивать умение характеризовать музыку, ситуацию;
• продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, исполнении песен (эмоциональность, естественность, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию);
• развивать умение самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему;
• вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
• продолжать развивать коллективное творчество детей;
• воспитывать бережное и чуткое отношение к самому близкому человеку.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: дети эмоционально реагируют на музыкальные и художественные произведения; определяют общее настроение, характер музыкального произведения; исполняют песни выразительно, правильно передавая мелодию; умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ритмические палочки, музыкально-дидактическая игра «Три цветка», солнышко без лучиков на ватмане, заранее приготовленные вырезанные из бумаги и раскрашенные ладошки мам, клей-карандаш, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
Дети заходят в зал под запись песни «Мама – первое слово» из к/ф «Мама». Слова: Ю.Энтин, Музыка: Жерар Буржоа, Темистокле Попа.
1. Приветствие.
Музыкальный руководитель поёт, дети отвечают и выполняют движения.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ладошки!
Дети: Хлоп, хлоп, хлоп.
(Три раза хлопают в ладоши.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки!
Дети: Топ, топ, топ.
(Три раза топают поочерёдно ногами.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, щёчки!
Дети три раза слегка ударяют ладошками по щекам.
Музыкальный руководитель: Пухленькие щёчки!
Дети надувают щёки и три раза кулачками слегка ударяют по щекам, выпуская воздух.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, губки!
Дети три раза причмокивают губами.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, зубки!
Дети три раза стучат зубами.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, мой носик!
Дети: Биб, биб, биб.
(Дети три раза касаются указательным пальцем правой руки кончика носа.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Дети садятся на места под запись песни о маме по выбору музыкального руководителя.
2. Вводное слово музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель: Ребята, я думаю, вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель: Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. Это праздник, посвященный самому близкому и дорогому человеку для каждого из нас - родной маме. Она единственная, кто всегда рядом с самого нашего рождения.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она — наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Саконская Н.
3. Музыкально-ритмические движения.
Музыкальный руководитель: Мы с вами живем на удивительной планете заботливых мам. На ней всегда светит солнце, на ней живут добрые, ласковые и веселые мамы. Предлагаю вам встать врассыпную и станцевать добрый и весёлый танец, который так и называется «Если добрый ты». Повторяйте все за мной.
Музыкально-ритмическая композиция «Кот Леопольд» Б. Савельева.
Дети выстраиваются врассыпную и выполняют движения глядя на музыкального руководителя, который при помощи жестов, мимики и движений старается передать настроение и содержание песни.
4.Чтение стихотворений о маме.
Музыкальный руководитель: Отвечайте, дети, поскорей
Кто на свете всех родней?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вас любит всех сильней?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто бранит вас и прощает?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вас в садик провожает?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вам елку наряжает и наряды покупает?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто на свете всех умней и красивей, и добрей?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Сколько красивых, замечательных слов сказано о маме. Сейчас ребята прочитают нам стихи о маме.
1 ребёнок:
Много слов для любимых женщин,
Только самые нежные – матери.
Без тебя мне не жить на свете,
Без тебя – ничего не значу.
2 ребёнок:
Без тебя мне не видеть неба,
Не дышать, не любить, не плакать,
Быть бы просто дождём и ветром
Или снегом на землю падать.
3 ребёнок:
И, целуя родные руки,
Как святыню к рукам прижимая,
Я за то, что живу на свете,
Благодарна тебе, родная!
5. Развитие чувства ритма, музыкальное творчество.
Музыкальный руководитель: Теперь возьмём в руки ритмические палочки, поиграем с ними. А задание сегодня будет такое: «Сочинить коротенькую песенку-фразу о маме, и мы все вместе её повторим»
Вы скачите палочки,
Как солнечные зайчики.
Стучать по коленкам двумя палочками одновременно, отмечая каждую четверть
Прыг-прыг.
Скок-скок.
Стучать палочкой о палочку.
Прискакали
На лужок.
Стучать двумя палочками по коленкам по очереди, отмечая каждую восьмую.
Правой ножкой
Топ-топ.
Стучать по правой коленке палочкой в правой руке на каждую четверть.
Левой ножкой
Топ-топ.
Стучать по левой коленке палочкой в левой руке на каждую четверть.
На головку сели,
Сделать «рожки» (поставить палочки на голову) и пошевелить ими.
Песенку запели.
Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.
После этого музыкальный руководитель называет имя любого ребёнка. Названный ребёнок, импровизируя, сочиняет небольшую фразу о маме, например «Мамочка милая, ты самая красивая», поёт, и все дети за ним повторяют. Затем упражнение повторяется, музыкальный руководитель называет другого ребёнка.
6. Слушание музыки.
Музыкальный руководитель: Мама… Сколько тепла таит в себе это магическое слово. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама... Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос, он живет в каждом из вас, в вашем сердце, его не спутаешь ни с одним другим голосом. Ведь каждая мама поет своим детям песни, чтобы повеселить их или успокоить. Послушаем стихотворение, которое приготовила для нас Полина.
Полина:
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках,
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Благинина Елена
Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем музыку. Возьмите цветочки, которые лежат у вас под стульчиками, рассмотрите их. Серединки цветов показывают разное настроение и эмоциональное состояние человека. Попробуйте подобрать цветочек, передающий настроение прослушанного произведения.
Музыкально-дидактическая игра на определение характера музыки «Три цветка»
У каждого ребёнка по три цветка, в серединках которых детские лица: улыбающееся, грустное и спящее.
Прослушав отрывок произведения, дети определяют характер музыки, подбирают подходящий цветок и показывают его.Ребёнок, которому попался подходящий большой цветок, несёт его на фланелеграф и рассказывает о характере музыки.Затем дети отвечают на вопросы педагога, приводят примеры грустных и весёлых ситуаций из личного опыта.
• Слушание отрывка из произведения «Полка» Ю. Чичкова
Какая музыка по характеру?
(Радостная, весёлая.)
Отчего вам с мамой бывает весело?
• Слушание отрывка из произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского
Какое это произведение по характеру?
Когда мамы нет дома, что вы испытываете?
(Печаль, тоску, скуку, грусть.)
Ещё от чего бывает грустно?
А от чего может грустить мама?
• Слушание отрывка из произведения «Сонный котёнок» Б. Берлина
Как вы думаете, о чём нам рассказывает эта музыка?
Какая она по характеру?
Когда мама укладывает вас спать, она поёт колыбельную песню?
Говорит ласковые слова?
Как вы себя при этом чувствуете?
(Спокойно, уютно, тепло.)
Давайте споём об этом песню.
7. Пение
Исполнение песни «Хорошо рядом с мамою» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Музыкальный руководитель: Слова «Мама, мать – одни из самых древних на Земле». Все люди уважают и любят матерей. Словом «Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. А что зовём мы Родиной?
Исполнение песни «Что зовём мы Родиной?» Т.В. Бокач
8. Пляска.
Музыкальный руководитель: А ещё, ребята, вы со своими мамами самые настоящие, неразлучные друзья и всё на свете должны делить пополам. Вставайте парами, будем танцевать.
Парная музыкально-ритмическая композиция «Всё мы делим пополам» В. Шаинского
Дети становятся парами лицом друг к другу, держась за руки. Музыкальный руководитель становится в пару с воспитателем, и по их показу дети выполняют движения.
9. Коллективная творческая работа по аппликации
Музыкальный руководитель: Народная мудрость гласит: мама в доме, что солнышко на небе. Что, по-вашему, означают слова – Мама в доме, что солнышко на небе?
• Мама дома - значит, в доме тепло, так же как и всем людям на земле от солнечных лучей.
• Мамины руки нежные, ласковые, приятные, такие же, как, солнышко.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, у нас есть солнышко – большое, красивое.
(Показывает заготовку нарисованного солнца на ватмане.)
А чего же не хватает у нашего солнышка?
(Лучей.)
Как вы думаете, а что же будет лучами нашего солнышка?
(Ладошки мам.)
Аппликация.
Дети наклеивают, заранее приготовленные ладошки вокруг солнышка.
Итог занятия.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, а наше солнышко похоже на наших мам?
• Похоже.
• Оно доброе.
• У него много рук, значит, как мама, оно успеет сделать много добрых дел
Музыкальный руководитель: Конечно, ребята, ещё оно теплое и доброе, как ваши мамы. Это солнышко украсит вашу группу и его добрые лучики будут напоминать о теплоте маминых рук.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу, вы сегодня отлично поработали, молодцы! В замечательный осенний праздник «День матери» поздравьте своих мам и расскажите, как сильно вы их любите.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»
Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея»
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Петушок»
Похожие статьи:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»
План-конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе