Занятие в дополнительном образовании для детей дошкольников 5-6 лет, имеющих нарушения речи
Цель занятия: развитие мелкой моторики дошкольников через технику прикладного творчества – аппликация с элементами рисования при изучении особенностей мигрирующей рыбы кеты.
Оборудование и материалы: видео о мигрирующих рыбах, сказка «История одной рыбы по имени Кета» (приложение 1), клей, цветные карандаши, ножницы, раскраски кеты.
Ход занятия
Теоретическая часть.
Прослушивание «Истории одной рыбы по имени Кета» и выполнение заданий на формирование грамматического строя речи и развития связной речи.
Проговариваем особенности кеты.
1. Кета живет и в пресной и в морской воде.
Задание: отгадайте загадки про рыб (тут приведено несколько загадок о речных и морских рыбах и, нужно обратить внимание ребят, что они живут либо в море, либо в реке).
Под кувшинкой притаился,
Хлебной крошкой угостился,
Червячков наелся всласть
Прудовой простой...(карась)
Рыбка разная бывает:
Эта в речке обитает,
Он с усами, всем знаком,
Самый толстый крупный...(сом)
Глазастая, зубастая, Хвостом виляет, В океане промышляет. (акула)
По ее велению, по ее хотению
Все желания исполнялись,
Вмиг, как только пожелались.
Вовсе это не белуга
И зовут красотку ...(щука)
Рыба, как будто летающий змей,
Только намного хитрей и сильней,
Прячет в песок она спину, бока,
Током ударит любого врага. (скат)
2. В море кета серебристая, а в реке – темно-бурая (брачный наряд).
Задание: повторите скороговорки.
- Застрял налим на мели, скорее налима лови!
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!
- Усы у сомов, У сов нет усов.
*Примечание: здесь применяется дифференцированный подход – скороговорки повторяют, только те, дети у кого поставлены данные звуки.
3. Одна кета откладывает 1250 до 3982 икринок.
Динамическая пауза.
Игра «Икромёты» на меткость. Группа делится на две команды. Напротив каждой команды ставится ведро. С определенного расстояния ребята бросаю («метают») мячики («икринки») в ведра.
Практическая часть.
Учащиеся выполняют аппликацию, показывающую жизненный цикл кеты.
Рефлексия. Учащимся задаются следующие вопросы: какие слова или словосочетания вам больше всего запомнились, связанные с рыбой кетой? (море, река, икра, нерест, течение, брачный наряд и др.). Что было самое интересное на занятии? А что самое сложное? Что самое простое? Как вы считаете, получилась ли у вас творческая работа?
Методические рекомендации.
Тема про кету сложная, объемная и многогранная. На одном занятии для дошкольников лучше освятить одну из сторон жизни кеты, например жизненный цикл (есть еще пищевые связи, экологическая ситуация вокруг лососевых и т.п.). Автор предлагает рассказать учащимся историю, которая плавно подведет ребят к печальному окончанию – это один из законов Природы – смерть старого дает жизнь новому.
Приложение 1.
«История одной рыбы по имени Кета» (текст авторский)
Сейчас я расскажу вам историю одной необычной рыбы. Есть речные рыбы, есть морские рыбы. А эта рыба рождается в реке, но живет в море.
Но, обо все по порядку.
В море жила красивая серебристая рыба по имени Кета. Это была сильная хищница, которая охотилась на более мелкую рыбешку. В море Кета прожила 4 года. И вот однажды в конце лета ее сородичи собрались в стаи и начали уплывать из моря в реку. Наша Кета тоже поплыла со всеми. Сначала она не понимала, зачем ей уплывать с любимого моря, где много еды и так красиво. Но, поднимаясь вверх по реке, преодолевая препятствия, встречное течение и водопады она поняла, зачем плывет в реку. Именно в реке она когда-то родилась и теперь тоже должна отложить икру, чтобы дать жизнь своему потомству. Она плыла на место нереста.
Кета долго плыла вверх по реке, несколько сотен километров, несколько недель. Она смотрела на своих сородичей и видела, что их внешний вид начал меняться, так же как и у нее – рыба стала темнеть, бурые полосы на боках становились более яркими, во рту начали расти дополнительные зубы, а челюсть сильно удлинилась. Но самое странное было то, что у некоторых ее сородичей начал расти горб. Кета ничего не ела. Ей было некогда кушать. У нее была одна цель – отложить икру.
И вот Кета добралась до места, где несколько лет назад сама родилась из икринки. Своим сильным хвостом она вырыла на дне реки несколько ямок, куда отложила икру, а потом накрыла ее толстым слоем из камешков, глины и песка. Несколько дней Кета плавала вокруг этого места и охраняла свое потомство. Лишь, убедившись, что ее деткам ничто не угрожает, она решила уплыть. Но, дорога к нерестилищу и икрометание забрали у Кеты слишком много сил и она умерла.
А в начале весны из икринок начали появляться мальки Кеты. Они несколько месяцев плавали вокруг места своего рождения, набирали вес, кормились, а затем начали скатываться по течению реки и выплыли в море, чтобы через четыре года опять вернуться к месту своего рождения, отложить икру и умереть, как их родители.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»