Урок русского языка в начальной школе (2 класс, I четверть) по теме: «Перенос слов с буквой й в середине слова»
Составитель: Мещерякова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 108 Советского района городского округа город Уфа РБ
Методические рекомендации:
Разработка данного урока по русскому языку для 2 класса, ориентирована на работу по учебнику автора А.В. Поляковой «Русский язык 2 класс»
При разработке урока поставлены
задачи:
- образовательная: формировать умения переносить слова с буквой й в середине слова.
- развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук; фонематический слуха, внимание.
- воспитательная: повышать мотивацию учебной деятельности, воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений для закрепления.
Первый этап урока - мотивационная беседа, минутка чистописания и словарно – орфографическая работа.
Второй этап урока подготовительный - этот этап включает задания по актуализации опорных знаний.
Третий этап урока – изучение нового материала и первичное закрепление умений и навыков.
Четвертый этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания
Домашнее задание дается в конце урока по аналогично выполненным заданиям во время урока.
Аннотация к уроку:
Данный урок рассчитан на учащихся вторых классов составлен в соответствии с учебником при использовании ИКТ (презентация), что способствует развитию интереса у детей к предмету русского языка, т.к. известно что информация воспринимается лучше если она услышана и увидена. Урок направлен на решение образовательных задач, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов учащихся.
Тема: «Перенос слов с буквой й в середине слова»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: развитие умения делить слова на слоги; обобщение правил переноса слов с буквой й; формирование умения переносить слова.
Оборудование: мультимедийная доска, персональный компьютер; доска, мел, учебник, текст теста.
ИКТ на уроке: презентация
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
3. Словарно-орфографическая работа
4. Актуализация опорных знаний
5. Изучение нового материала
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление
8. Закрепление пройденного материала
9. Подведение итогов
10. Постановка домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в царство знаний Русского языка.
2. Минутка чистописания
Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.
(в алфавите зеленым цветом выделены буквы А, З, И, Й, К, Ч).
Задание:Из выделенных букв составьте и назовите слово
(Зайчик)
Звуков целых 42!
Ах, кружиться голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!
Задание: назовите согласные из слова, которые всегда мягкие.
([й], [ч])
Минутка чистописания:
Вариант 1. Прописывает строчную букву й.
Вариант 2. Прописывает заглавную букву Ч.
3. Словарно-орфографическая работа
От какого слова произошло уменьшительно-ласкательное слово зайчик?
(Заяц)
Написание какой буквы в этом слове нужно запомнить? Почему?
(Буква Я. Потому что мы слышим [й][э], а пишем Я.)
Запишите слово в тетради.
Подчеркните букву Я. Поставьте ударение.
4. Актуализация опорных знаний
Какими качествами наделен заяц в русских народных сказках?
(Трусливый, косой, серый)
Подберите к данным словам антонимы
Запишите их, разделяя на слоги.
Посмотрите на экран, проверьте себя (Храбрый, прямой, белый)
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Сколько слогов в слове ЗАЯЦ?
(Два.)
Запишите это слово, разделяя знаком переноса
(За-яц)
(Один ученик к доске)
5. Изучение нового материала
А как мы перенесем слово ЗАЙЧИК?
Посмотрите на экран и выберите вариант правильного ответа
Откройте учебник на странице 34 и прочтите правило.
(Букву й нельзя отделять от стоящей впереди буквы)
Какой вариант переноса слова ЗАЙЧИК верный? Почему?
(ЗАЙ-ЧИК, потому что й нельзя отделять от слога)
Запишите в тетрадь.
Сверьте запись в тетраде и на доске.
Прочитаем еще раз правило
Назовите тему нашего урока.
(Перенос слов с й)
6. Физкультминутка
Я буду называть слова, если слово можно перенести – вы приседайте, а если нельзя – делайте наклон вперед:
аист, медведь, лиса, кот, цапля, мышь, волк, жук, коза, петух, лошадь.
7. Первичное закрепление
На какие 2 группы разделены слова?
(Двусложные и многосложные.)
Выберите слова, которые подходят к нашей теме и запишите в тетради их со знаком переноса.
Работаем по цепочке.
8. Закрепление пройденного материала
Работа по учебнику. Упражнение 68 страница 34. Взаимопроверка.
9. Подведение итогов
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что нужно помнить, чтобы правильно переносить слова с буквой й?
Перед вами лежит тест. В каждом вопросе выберите только один верный ответ, букву верного ответа записывайте в тетрадь в строчку.
Тест
1. При переносе буква й….
М) остается со слогом на строке;
Н) переносится на другую строку.
2. Выберите верный вариант переноса слова шейка:
А) ше-йка;
О) шей-ка.
3. В какой из строчек верно дана фонетическая характеристика звука [й]:
Л)согласный, мягкий, звонкий;
М)согласный, мягкий, глухой.
4. Выберите синоним к словосочетанию «родимый край»:
О)Отчизна;
У)чужбина.
5. Сколько звуков в русском языке?
Г) 33;
Д)42.
6. Выберите строку, в которой перечислены трехсложные слова:
А) поляна, дерево, цветок;
Е) дерево, облако, небосвод.
7. Тема нашего урока:
Х) перенос слов;
Ц) перенос слов с й.
Ребята выполняют тест, записывая в тетради только букву правильного варианта. Получают слово МОЛОДЕЦ!
10. Постановка домашнего задания
Домашнее задание
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики для 2 класса. Закрепление сложения и вычитания в пределах 100
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса