Доклад на тему: «Особенности коррекционно-развивающей работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения»
Важнейшим условием эффективности воспитания
является глубокое понимание личности воспитанника,
его индивидуальных особенностей,
высокая требовательность, уважение к нему. А.С. Макаренко
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, очень короткий период, который имеет непреходящее значение. Этот пери¬од детства характеризуется бурным и стремительным раз¬витием ребенка: формируются основы личности, расширя¬ется сфера деятельности ребенка, интенсивно происходит познавательное развитие и овладение родным языком. Раз¬виваются виды и свойства внимания, памяти, воображения, происходит становление наглядных форм мышления и мыс¬лительных операций: анализа, синтеза, обобщения, класси¬фикации. Поэтому в данный момент очень важно заметить, а также вовремя скорректировать какие-либо трудности в развитии ребенка, в том числе и трудности в развитии речи, так как недостаточно развитые психические функции в буду¬щем станут препятствием в успешном становлении ребен¬ка как личности, в позитивной социализации.
Происходящая в стране модернизация образования, осо¬бенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходи¬мость важных изменений в определении содержания и спо¬собов организации психолого-педагогического процесса в детском саду. Одна из основных целей дошкольного обра¬зования в условиях гуманизации: обеспечение равных воз¬можностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиоло¬гических особенностей, в том числе ограниченных возмож¬ностей здоровья, которыми и являются тяжелые речевые нарушения у детей, такие, как общее недоразвитие реки, стертая дизартрия, алалия
На протяжении многих лет в нашей стране уделяется большое внимание проблеме обучения, развития и воспи¬тания детей с тяжелыми речевыми патологиями, имеется большой опыт и положительные результаты в этом направ¬лении. Однако проблема остается актуальной и в настоя¬щее время. Анализ реальной ситуации, сложившейся в си-стеме дошкольного образования, показывает, что количе¬ство детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не¬уклонно растет.
Этому факту придают большое значение известные рос¬сийские педагоги и психологи — авторы Федерального госу¬дарственного образовательного стандарта дошкольного об-разования, в котором речевое развитие дошкольников выде¬лено в отдельную образовательную область, а особые обра¬зовательные потребности детей с ограниченными возмож¬ностями здоровья — в отдельный раздел Основной образо¬вательной программы дошкольного образования (ООП ДО).Л. С.
Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анали¬затора или интеллектуальный дефект не вызывает изоли¬рованного выпадения одной функции, а приводит к цело¬му ряду отклонений». Нарушение речи негативно сказывается на общем раз¬витии ребенка. Тяжелые формы речевой патологии зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализа¬ции, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей. У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окру-жающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подси¬стем.
В основе этих расстройств лежит нарушение разли¬чения смыслоразличительных признаков звуков — фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обоб¬щений. Это приводит к ограниченности словаря, недоста¬точному пониманию смысловых значений, грамматических категорий, затруднена развернутая связная речь.
У дошкольников с недоразвитием речи также наблю¬дается неустойчивое внимание, небольшой объем памя¬ти, низкий контроль чужой и собственной речи. Речевые трудности могут повлечь за собой низкую познавательную активность, бедность коммуникативной, игровой, художе¬ственной деятельности, быструю отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Это объясняется тесной связью речевого нарушения с другими сторонами психи¬ческого развития. Исследователи считают, что задержка одного компонента мышления приводит к задержке раз¬вития другого.
Несовершенство речевых умений затрудняет формиро¬вание основных функций речи: коммуникативной, познава¬тельной, обобщающей и регулирующей. Коммуникативная функция речи способствует повышению контактности ре¬бенка со сверстниками, развивает возможность совмест¬ной игры, что имеет большое значение для формирова¬ния адекватного поведения, эмоционально-волевой сфе¬ры и личности ребенка.
Дети с нарушениями речи часто неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстника¬ми, не умеют четко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена. В эмоционально-волевой сфере наблюдается повы¬шенная возбудимость, раздражительность или затормо¬женность, смена настроения.
Действия ребенка отлича¬ются импульсивностью, он затрудняется с последовательным выполнением определенных интеллектуальных опера¬ций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не мо¬жет затормозить побочных ассоциаций.Безусловно, развитию речи в дошкольных учреждениях нашей страны уделяется большое внимание: учителями-логопедами проводится работа по коррекции звукопроиз¬ношения, расширению словарного запаса, формированию фразовой, связной монологической речи, обучению пере¬сказу, грамоте и др. Во многих детских садах работа осу¬ществляется во взаимодействии с психологом учреждения в едином коррекционном пространстве. Как показыва¬ет опыт и изучение имеющейся в арсенале практических психологов методической литературы, педагоги-психологи осуществляют коррекционно-развивающую работу с деть¬ми, в основном направленную на развитие психических процессов, познавательных способностей. Все это, не¬сомненно, дает положительные результаты.
Однако процесс развитая речи предполагает освое¬ние не только содержательной, но и образной, эмоцио¬нальной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Ру¬бинштейн выразительность рассматривал как качествен¬ную характеристику речи, которая тесно связана с про¬явлением индивидуальности человека.
М. Р. Львов обращает внимание на условия разви¬тия речевой активности, которые являются и личностны¬ми качествами:
1)общая активность, коммуникабельность, инициатив¬ность, стремление к лидерству;
2)умение преодолевать скованность, застенчивость;
3)способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Однако не у всех детей дошкольного возраста в пол¬ном объеме сформированы данные качества. Поэтому не¬обходимо создание таких условий, в которых каждый ре-бенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и пу¬блично, не стесняясь присутствия посторонних слушате¬лей. В связи с этим целесообразно осуществлять разви¬тие не только познавательной сферы дошкольников, но и всех сторон психики, комплексно подходить к личности ре¬бенка, обеспечивать целостное развитие детей по основ¬ным линиям их развития (физическое, познавательное, со¬циальное, коммуникативное, художественно-эстетическое); интеграцию задач развития и соответствующих возрасту видов деятельности (коммуникативной, познавательной, игровой, продуктивной и др.).
Концепция коррекционно-развивающей работы основы¬вается на культурно-историческом, системно-деятельностном подаэде и положениях концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леон¬тьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. (альперина и др., раскрывающих основные психологические закономерности ведущего вида деятельности, процесса развития и обучения с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей. Необходимо опираться как на общие дидактические, так и на специальные принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здо¬ровья.
Общие дидактические принципы
- Активность и сознательность в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны — ребенок, которого обучают и воспи¬тывают, а с другой стороны — ребенок сам активно уча¬ствует в процессе обучения, и чем выше его субъектив¬ная активность, тем лучше результат.
- Доступность предполагает учет возрастных и психо¬физиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каж-дого из них. Весь образовательный процесс должен стро¬иться с опорой на «зону ближайшего развития» детей и предполагать выбор образовательного содержания посиль¬ной трудности, при этом в равной мере нежелательно об¬легчать или чрезмерно повышать трудность информации.
- Развивающее образование, цель которого — раз¬витие ребенка. Развивающий характер образования реа¬лизуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- Последовательность и систематичность. Учет это¬го принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков.
- Наглядность предполагает организацию образователь¬ного процесса с опорой на непосредственное восприя¬тие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в про¬цессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсор¬ной системы компенсируется за счет активизации другой.
- Индивидуальный подход к обучению и воспитанию по¬зволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы воздействия оказыва¬ются неэффективными, делать возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, через использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
- Дифференцированный подход. Он направлен на соз¬дание благоприятных условий развития, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенно¬сти высшей нервной деятельности, темперамента и харак¬тера, скорость протекания мыслительных процессов, уро¬вень сформированное™ знаний и навыков, работоспособ-ность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свой¬ственные данной категории детей.
- Интеграция специфических, адекватных возрасту ви¬дов детской деятельности (двигательной, познавательной, игровой, коммуникативной) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Психологическая комфортность. Предполагает психо¬логическую защищенность ребенка, обеспечение эмоцио¬нального комфорта, создание условий для самореализации.
Специальные принципы
- Единство диагностики и коррекции. В процессе диа¬гностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у де¬тей дошкольной группы.
- Этиопатогенетический принцип. Для правильного по¬строения коррекционной работы с ребенком специали¬стам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошколь¬ном возрасте, при различной локализации нарушений воз¬можна сходная симптоматика. Так, в 3-4 года речь может быть не сформирована у ребенка с нарушенным слухом, ребенка-алалика, умственно отсталого, аутичного, у ребен¬ка с задержкой психического развития. Причины и меха-низмы, обусловливающие грубое речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррек¬ционной работы должны отличаться.
- Раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, а также организация комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения проблем-ного ребенка с первых месяцев жизни. При этом преду¬сматривается просветительская психолого-педагогическая работа с семьями таких детей.
Цели психолого-педагогической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников, которые могут достигаться через решение следующих задач.
- Развивать у детей психические процессы (воспри¬ятие, воображение, внимание, память, мышление, речь), познавательный интерес.
- Содействовать развитию речи детей с тяжелыми ре¬чевыми нарушениями разнообразными методами и прие¬мами, в том числе игровыми.
- Развивать тонкую моторику рук, графические уме¬ния, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- Развивать эмоционально-волевую сферу, формиро¬вать коммуникативные навыки.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста должно представлять со¬бой динамический комплекс, включающий:
- Интеллектуально-развивающие игры, и упражнения для развития восприятия, внимания, воображения, памя¬ти, мышления, речи. «Разрезные картинки», «Геометриче-ское лото», «Дорисуй фигуры, предметы», «Угадай, что хо¬тел нарисовать художник», «Звуки вокруг», «Найди отли¬чия», «Найди пару», «Найди и зачеркни», «Слушай хлоп-ки», «Выполни команды», «Кто убежал в лес?», «Что изме¬нилось?», «Группировка», «Четвертый — лишний», «После¬довательные картинки», «Загадки», «Что сначала, что по¬том?», «Слова наоборот», «Продолжи фразу» и др.
- Пальчиковые игры, которые, как известно, способ¬ствуют совершенствованию тонкой моторики рук, а сле¬довательно, и развитию речи.
- Рисование графических узоров, графические дик¬танты.
- Динамические паузы, подвижные игры, способству¬ющие снятию напряжения, удовлетворяющие потребность в двигательной активности детей.
- Психогимнастические упражнения и этюды. Позна¬ние всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями — будь то ощущение или вооб¬ражение, мышление или память. Хорошее настроение обо¬стряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фан-тазии. Хорошим методом развития эмоционально-волевой сферы является психогимнастика по методике М. И. Чи¬стяковой и Е. А. Алябьевой, направленная, прежде все¬го, на обучение элементам техники выразительных движе¬ний, на использование выразительных движений в воспи¬тании эмоций и высших чувств и на приобретение навы¬ков в саморасслаблении, саморегуляции, а также коррек¬цию отдельных сторон психики ребенка. В последователь¬ности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, вращений тела и прыжков), сопровождаемых попеременно мышеч-ным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга «Котята», «Жадный пес», «Возьмите себя в руки», «Вра¬сти в землю», «Винт», «На море» и др.).
Психогимнастические упражнения и этюды сопровожда¬ются музыкой, соответствующей их содержанию.
Успешное использование данного комплекса игр и упражнений приводит к эффективности коррекционно- развивающей работы. Развивающий и коррекционный эффект проявляется прежде всего в проявлении позна¬вательной активности, интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в позна¬вательный мотив деятельности детей. Развитие психиче¬ских процессов, речи переходит на более качественный уровень. А это, в свою очередь, ведет к самостоятельности их мышления. Дети учатся выделять существенные связи и отношения между объектами, овладевают опера¬циями мыслительной деятельности, что приводит к росту их интеллектуальных возможностей.
Речевое развитие приобретает качественное изменение, выражающееся в обогащении активного словаря, в раз¬витии связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной куль¬туры речи, фонематического слуха, в речевом творчестве.
Улучшаются графические навыки и зрительно-моторная координация, дети уверенно ориентируются в простран¬стве и на листе бумаги.
Дети различают и называют основные эмоциональные состояния, способны к эмпатии, им становится проще об¬щаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.
Происходят качественные изменения в социально- личностной сфере детей. У них вырабатываются положи¬тельные черты характера (уверенность, честность, сме¬лость, доброта и т. п.), дифференцированная самооценка, умения конструктивно выстраивать отношения со взрос¬лыми и сверстниками, формируется произвольность, са¬моконтроль, самостоятельность.
Таким образом, для достижения целей всестороннего и целостного развития ребенка, имеющего речевые нару¬шения, его позитивной социализации, успешного освоения ООП ДО необходимо осуществлять коррекцию и развитие не только звукопроизносительной и просодической сторон речи, но и способствовать развитию всех сторон психики дошкольника с особыми образовательными потребностями.
Каждый период дошкольного детства — это свое¬образная ступенька, ведущая к школьной жизни и даль¬ше—к этапу взросления. И задача взрослых — сде¬лать так, чтобы шаги малыша были крепкими и уверен¬ными по ступенькам детства, ведущим к вершинам успе¬ха, радости, счастья.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе
Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»