Конспект урока по теме "Образ учителя в литературе"
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Автор: Зорина Елизавета Дмитриевна, ученица 10 класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №8", г. Ижевск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока внеклассного чтения в 10-11 классах. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы старших классов.
Цели урока:
- формирование умения сопоставлять произведения различных авторов и разных исторических эпох;
- формирование умения сравнивать образы учителей в этих произведениях;
- развитие навыков работы с книгой, выборочного чтения, устной связной речи;
- формирование навыков давать характеристику герою;
- воспитание интереса к чтению.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Я хотела бы начать урок со слов Л.Н. Толстого "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным".
Как вы поняли эти строки? А кто такой учитель для вас?
(Воспитатель, наставник, старший друг).
Учительская профессия на все времена - одна из самых ответственных и благородных. Сколько сил, терпения, великодушия надо иметь, чтобы каждый из воспитанников смог научиться читать, писать, понимать. Чтобы он стал не просто хранилищем различной, пусть даже нужной для жизни информации, а настоящим Человеком с большой буквы, гармоничной личностью, готовой не только получать, но и отдавать. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать эту простую истину.
А теперь обратимся непосредственно к литературным произведениям, в которых наиболее ярко даны образы учителей разных исторических этапов развития нашего общества.
Начнем с «Педагогической поэмы» Макаренко, в которой профессия учителя показана в очень сложный период нашего государства, когда начинается формирование совершенно нового типа преподавателя, связанного со становлением «советской школы».
Работа с «Педагогической поэмой» Антона Семёновича Макаренко
«Педагогическая поэма» - широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы XX столетия был автор.
В романе — поэме раскрывается история зарождения и развития колонии
им. М. Горького и коллектива горьковцев. Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Произошёл ли сразу нравственный переворот в их воспитании?
(Нет, нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в ходе длительной, трудной и самоотверженной борьбы педагогов во главе с А.С. Макаренко за нравственно-светлую личность с развитым чувством долга и чести)
В горьковском трудовом воспитательном коллективе взрослых и детей объединяли прежде всего учёба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определённый «дух» колонии: мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного достоинства, ощущение своей страны и многое другое.
Для Макаренко смыслом жизни и главной целью были его воспитанники, борьба за человеческое в каждом из них. И в своей поэме он пытается показать те принципы, которыми должен руководствоваться учитель в работе с детьми.
Найдите эпизод, когда Бурун начисто ограбил экономку и вдобавок украл деньги у Антона Семёновича. Заметим, что Макаренко не стал разбираться с преступником наедине, а привёл его на суд народный. Прочитайте отрывок: «В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступление. Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно». В результате Бурун опустил голову: «Нечего говорить. Все вы правы. Отпустите меня с Антоном Семёновичем, пусть накажет, как знает».
Работа с рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Сообщение биографических сведений (подготовлено заранее учеником)
(В. Г .Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке
Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Его детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.)
Отсюда можно сделать вывод, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.
В основе рассказа – воспоминания о детстве. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Л.М. Молокова. Несколько лет она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.
Сюжет рассказа достаточно прост. В послевоенные годы одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из родной деревни в райцентр на учёбу. Мальчик поселяется у женщины, потерявшей в прошлую войну мужа и воспитывающей своих трёх детей. Молодая учительница французского языка помогает Володе. Под предлогом дополнительных занятий учительница пытается накормить мальчика. Гордый Володя отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги и подыгрывает ученику. Потом Лидию Михайловну увольняют из школы. Она вынуждена уехать.
Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие. А что обозначает, на ваш взгляд, слово «безнравственный»?
(Преступный, бесчестный, непристойный)А являются ли азартные игры безнравственным занятием?
(Да, являются)
Но, играя на деньги, герой рассказа Распутина не испытывает губительного азарта, игра его не затягивает. Он знает чувство меры. Выиграв, Володя берёт свой выигрыш и выходит из игры. Правда за это ему приходиться поплатиться: Вадик и Птаха его избивают.
Назовите понятие, противоположное безнравственности
(Нравственность) Некоторые источники описывают нравственность как мораль, что, на мой взгляд, не совсем верно. Дело в том, что мораль является внешним требованием к поведению человека, а нравственность — это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и своим принципам.
Так нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в «чику»? Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра - единственно возможный способ выжить. Голодный и постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство это – один рубль?
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность). В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить. Но Володя был горд и отказывался от предложенного обеда. Именно поэтому Лидия Михайловна решила отправить мальчику посылку, но затея ей не удалась. Она хотела помочь ученику, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок.
Но всё же учительнице удалось найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости - она предложила играть на деньги в «пристенок».
Попробуем оценить поступок Лидии Михайловны с точки зрения нравственности. Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?
(Нравственно. Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он не садился, подарков или денег не принимал) А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли была бы профессиональная позиция нейтралитета?
(Нет, потому что в первую очередь это было бы бесчеловечным) Лидия Михайловна прежде всего заботилась о его физическом состоянии, о том, чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде.
Сделаем вывод: Лидии Михайловне не в чем оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце. Доброта и сострадание учительницы сыграли значительную роль в жизни её ученика.
Попробуем сравнить образ учителя 40-ых годов и образ учителя 80-ых годов 20 века, ярко выраженного в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками».
Юрий Михайлович Поляков «Работа над ошибками»
"Работа над ошибками" - одно из прославивших Юрия Полякова произведений.
Герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить - и о которой лучше бы не знать.
Юрий Поляков в своё время работал учителем, поэтому в его произведениях очень правдиво изображена жизнь современной российской школы. В своей повести «Работа над ошибками» Поляков смог показать тяжёлый период нашей страны, когда вслед за изменяющейся обстановкой к концу 20-го столетия советские принципы неизбежно сменились постсоветскими. Понятно, что миссия учителя-наставника всегда была безмерно велика, а проблема современного педагога в своём значении увеличилась вдвое. И поиск такого нового учителя совершает Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова...
О чём говорится в повести?
(Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Ему выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом. И то, к чему давно привыкли учителя, открывается молодому учителю совершенно по-новому)
Действительно, девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем — всё это становится составляющим современной школы. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходиться писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет».
Петрушов ранее не имел практики работы в школе, и, соответственно, идеально выверенный план первых уроков рушится, а ученики начинают проверять учителя «на прочность». Молодые учителя свежим взглядом видят разрыв между поколениями и всячески пытаются приблизить к себе учеников. Андрей Петрушов пытается сделать это на уроке с помощью разнообразной литературы. Но всё тщетно. Ранее не имевший опыта работы в школе, Петрушов как никто другой чувствует разрыв связи времён и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым: вместе с классом он организует поиски утраченной рукописи талантливого писателя Николая Пустырёва, погибшего на фронте.
Да, он смог заинтересовать ребят общей идеей — поиском рукописи, и ребята делают всё, чтобы помочь своему учителю. Но с другой стороны он видит учителей, которым неинтересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.
Владимир Карпович Железников «Чучело»
Рассматривая образ учителя, следует проанализировать и отношение к классному руководству, поскольку образ классного руководителя также позволяет проследить особенности взаимоотношений учащихся и учителя. Здесь следует рассмотреть образ Маргариты Ивановны из повести В.К. Железникова «Чучело».
Маргарита Ивановна - это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя. Выполняет ли она свои обязанности?
(Формально, да. Но на деле она озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг)
Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных.
А как относятся к Маргарите Ивановне её ученики?
(Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию, и дети, чувствуя это, становятся эгоистичными, злыми, бездушными)
Так, авторы указанных произведений данного периода отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя.
Заключение
В заключение мне хотелось бы сказать, что очень многое в жизни человека и общества зависит от того, с какими наставниками сталкивается ребёнок, начинающий познавать многообразие мира и сложность человеческих взаимоотношений.
Очень хотелось, чтобы в нашей жизни как можно меньше было бы проблем, связанных с учительством, как это мы увидели в произведениях Полякова и Железникова. А образ учителя всегда ассоциировался с образами самоотверженных и умных людей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»