Конспект открытого логопедического занятия на весеннюю тему в средней группе компенсирующей направленности. Тема "Послания весны"
Автор: Сергеева Елизавета Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада №71 комбинированного вида г. Орла
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В конспекте представлена работа по развитию речевых процессов на материале лексической темы «Весна». Основная часть занятия не имеет чёткой структуры и имеет вариативный, "подвижный" характер. Этапы располагаются в зависимости от задания, выбранного детьми. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи.
Лексическая тема: «Весна»
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Активизировать словарь детей по теме «Весна».
- Закреплять умение образовывать форму родительного падежа имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.
- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять умение говорить плавно, на выдохе.
- Формировать правильный речевой выдох.
- Закреплять правильную артикуляцию гласных звуков.
- Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Развивать умение грамматически правильно строить предложение.
- Развивать зрительно-пространственные представления.
- Развивать зрительный гнозис.
- Развивать познавательные интересы детей.
- Развивать творческое мышление.
- Развивать произвольное внимание, память, зрительное восприятие, мыслительные операции анализа и синтеза, диалогическую речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Стимулировать интерес к занятиям.
- Формировать доброжелательное отношение к окружающим, желание прийти на помощь.
- Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:магнитная доска, подушки для детей, картинки – «послания», цветные бейджики по количеству детей, цветные бумажные кораблики по количеству детей, картина с контурными изображениями, мягкий мяч «Снежок», плоскостные подснежники разного размера, плоскостная корзина, цветные полотна (голубое и зелёное), корзинки для оборудования.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
1. Организационное начало занятия
Дети входят в группу под весеннее пение птиц (запись).
Логопед: У нас сегодня гости. Поздороваемся с ними! Присаживайтесь на подушки. В этом году мы очень долго ждали весну, зима никак не хотела уходить. Вы так хорошо зазывали её закличками, и она решила навестить нас. У Весны накопилось столько дел: снег убрать, лесных зверей разбудить, порядок навести в садах и парках… Она очень торопится, везде ей надо поспеть. Она и к нам группу заходила, оставила свои послания, очень просит помочь ей окончательно победить зиму. Посмотрите внимательно по сторонам, осмотрите группу. Где же весна оставила свои послания-задания?
2. Основная часть занятия
(Основная часть занятия носит вариативный характер. Дети ищут глазами картинки-послания, то, которое отыщется первым, и будет следующим этапом в занятии)
1 послание «Кораблик». Дыхательное упражнение
Логопед: Вот и первое послание, давайте прочтём, что же хотела от нас весна?
«Зима боится моих ручейков, потому что они уносят с собой снег и льдинки. А мне очень нравится, когда дети пускают кораблики по моим звонким ручейкам».
Логопед: Давайте порадуем весну- отправим кораблики в путь по весенним ручейкам.
Синей лентой ручеёк
Извивается,
Звонко песенку поёт,
Заливается!
Гонит талые снега
В реки быстрые,
И кораблики несет
Серебристые.
Логопед: Нужно подуть на бумажные кораблики. Вспомним, как правильно дуть.
Дети проговаривают правила выполнения упражнения.
Логопед: У вас на груди разноцветные прямоугольники. На столах, после прихода весны, появились ручейки и кораблики. Подойдите к кораблику такого же цвета, как и ваш прямоугольник. Присядьте на стулья.
Логопед: Подуйте на свой кораблик, постарайтесь подуть с такой силой, чтобы кораблик не упал со стола и не разбился.
Логопед делает замечания в процессе выполнения упражнения.
2 послание «Снежинка». Упражнение «Чего не стало?»
Логопед: Найдите ещё одно послание Весны.
(Ребёнок называет и приносит учителю-логопеду послание-картинку)
Логопед: Странно, почему же весна оставила нам снежинку? Давайте прочитаем.
«Я долго боролась с зимой, и мне хотелось бы, чтобы вы сказали, чего не стало весной»
Логопед: Встаньте за подушкой. Поможет нам этот снежок. Я назову слово, а вы скажете, чего не стало весной.
Слова: холод, снег, мороз, снеговик, сугроб, лёд, гололёд, ветер.
3 послание «Листок» Контурные изображения
Логопед: Может кто-то из вас заметил ещё одно послание?
(Ребёнок называет и приносит учителю-логопеду послание-картинку)
«Я оставила вам картину, на ней нарисованы контуры разных предметов. Найдите предметы, которые имеют отношение к весне. Объясните, какое отношение выбранный предмет имеет к весне»
Дети отвечают, объясняют свой выбор.
4 послание «Скворечник»
Логопед: Может кто-то из вас заметил ещё одно послание?
(Ребёнок называет и приносит учителю-логопеду послание-картинку)
«Уже прилетели мои вестники – перелётные птицы. Они вьют гнёзда, задорно щебечут. Помогите им спеть весёлые песни.»
Логопед: Повторите песенки: «аиу», «ауи» …
5 послание «Подснежники»
(На ковре, под полотном спрятаны плоскостные подснежники. Логопед открывает полотно. Сюрпризный момент.)
Логопед: Посмотрите, и я нашла на нашей полянке послание весны. Что же пишет нам весна?
«Я дарю вам эти нежные цветы, пусть каждый ребёнок увидит и возьмёт себе самый маленький цветок.»
Дети ищут цветы по очереди.
Логопед: А теперь какой цветок оказался самым маленьким из всех? Найдите глазками.
Логопед: Посмотрите, вы тоже заметили уже, что подснежники необычные и росли на волшебной поляне вместе с картинками. Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке. Я предлагаю назвать это слово ласково и собрать букет из ласковых слов и нежных подснежников в корзину.
Логопед: Аня, называй своё слово. Картинку клади на поднос, а подснежник вставляй в корзину.
(Дети по очереди выполняют задание. На доске в корзине образуется букет из подснежников)
3. Подведение итогов
(Дети и логопед стоят в кругу)
Логопед: Как мы весне помогали? Я пела песенки, как птичка. Аня, а ты?
Логопед: А вот и подарки для вас от весны.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия с детьми в средней группе по теме: «Первые весенние цветы»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: Весна
Конспект занятия в средней группе с презентацией на тему: Весна на лугу
Похожие статьи:
Прогулки в марте в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в апреле в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в мае в средней группе. Картотека с целями по ФГОС