Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по совершенствованию грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда"
Автор: Сергеева Елизавета Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада №71 комбинированного вида г. Орла
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В конспекте представлена работа по совершенствованию грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда», а также игры и упражнения для закрепления навыков чтения. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи.
Лексическая тема: «Посуда»
Цель: упражнять в употреблении грамматических категорий по лексической теме «Посуда»
Задачи:
Образовательные: уточнить, активизировать и закрепить словарь по теме «Посуда»;
- закреплять умение согласовывать прилагательные и имена существительные;
- закреплять навыки образования относительных имён прилагательных;
- закреплять умение согласовывать количественные числительные и имена существительные;
- закреплять навыки словообразование имён существительных
- закреплять навыки послогового чтения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы;
- развивать общую моторику и координацию движений, внимание, память, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к предметам посуды.
Оборудование: массажный мяч, мешочек, игрушечные предметы посуды, предметные картинки с изображением посуды, карточки с цифрами, выставочный стеллаж с узкими полками, карточки с названиями предметов посуды, игровое поле «Твистер» с наклеенными слогами, наклейки – призы для детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
1. Организационное начало занятия
Упражнение «Новое хорошее»
(Дети стоят в кругу вместе с логопедом. Во время выполнения упражнения, участники делятся приятными событиями и эмоциями и передают друг другу массажный мяч.)
Логопед: Начнём наше занятие с рассказа о том, что было у вас сегодня нового хорошего. Я сегодня вышла из дома и увидела, как по-весеннему светит солнце. Мне было очень радостно. А у тебя, Варя, что было нового хорошего?
Логопед: Отлично, мы зарядились хорошими новостями и настроение. Приглашаю вас на стулья.
2. Сообщение темы занятия
(Дети сидят полукругом на стульях перед логопедом)
Логопед: На этой неделе мы говорили о посуде, о том, для чего она нужна, из каких материалов её изготавливают, и сегодня мы подведём итог и посмотрим, чему вы научились, какие знания получили.
3. Работа по теме занятия
а) Игра «Чудесный мешочек»
Логопед: У меня есть чудесный мешочек. В нём лежат предметы посуды. Достаньте себе по одному.
Логопед: Какие виды посуды вы знаете?
Логопед: Какую посуду называют кухонной? Чайной? Столовой?
Дети отвечают.
Логопед: Рассмотрите свой предмет и определите, к какому виду посуды он относится.
Логопед: Что у тебя, Тима?
Ребёнок: У меня чашка. Чашка это чайная посуда.
б) Игра «Выбери правильно»
Логопед: Итак, теперь я предлагаю вам следующее задание. На столе лежат картинки с изображением посуды. Необходимо подойти к столу и взять картинку с предметом посуды того же вида, что сейчас у вас в руках.
Логопед: Тима, расскажи, что у тебя было, и какую картинку ты взял взамен.
Ребёнок: У меня была чашка, а я взял чайник.
в) Упражнение «Из чего какое?»
Логопед: Мы с вами уже знаем, что посуду изготавливают из разных материалов. Внимательно посмотрите на свою картинку и определите, из чего сделан ваш предмет посуды? Какая она?
Дети отвечают.
г) Игра «Расставь посуду»
Логопед: Скажите мне, как называется шкаф, в котором хранят посуду?
Дети: Буфет.
Логопед: Посмотрите, у нас тоже есть буфет. Сейчас я буду называть, сколько и каких предметов посуды стоит в буфете. Вы внимательно слушайте, если услышите название своей посуды, то поставьте картинку в буфет рядом с соответствующей цифрой.
Логопед: В буфете стоят восемь тарелок. В буфете стоят две кастрюли. И т. п.
Логопед: Отлично, мы расставили посуду. Теперь назовём по полкам количество и название посуды на ней. Например, на полке стоят восемь тарелок и три молочника.
д) Блиц – опрос
Логопед: Вы отлично справились с заданием. А теперь будьте внимательны. Я буду задавать вам вопросы о названии предметов посуды. Кто знает правильный ответ, тот поднимает руку и отвечает. За правильный ответ вы получите карточку со словом.
- Посуда, в которой хранят сахар.
- Посуда, в которую наливают суп.
- Посуда, в которую выкладывают салат после приготовления.
- Посуда, в которой заваривают чай.
- Посуда, в которой выставляют молоко к чаю и кофе.
Логопед раздаёт карточки с ответами детям.
е) Игра «Прошагай по слогам»
Логопед: Внимательно прочитайте слова на ваших карточках и разделите их на слоги.
Дети по очереди отвечают.
Логопед: Посмотрите, на игровом поле тоже напечатаны слоги. Вам нужно отыскать среди них слоги из вашего слова и прошагать по ним по порядку до края игрового поля.
Логопед: Давайте сначала прочитаем слоги на игровом поле. Варя, читай слоги на зелёной дорожке. Катя, читай слоги на красной дорожке.
Далее дети по очереди проходят по игровому полю.
Логопед: Вы отлично справились с заданием!
ж) Упражнение «Скажи правильно»
Логопед: Вы здорово потрудились, и я приглашаю вас присесть на стулья.
Логопед: Мы много говорили о посуде. А что же нужно делать, чтобы посуда радовала нас своим видом?
Дети отвечают.
Логопед: Я сейчас начну предложение, а вы должны закончить его подходящим словом – действием и проговорить всю фразу полностью.
После каждого приёма пищи тарелку за собой нужно … (мыть).
Для того, чтобы на посуде не оставалось моющее средство посуду нужно тщательно … (полоскать).
После мытья посуду нужно насухо … (вытирать).
На полке посуду нужно (расставлять).
Для того, чтобы посуда долго служила, нужно её бережно … (хранить).
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Логопед: О чем говорили сегодня на занятии?
Логопед: Какие задания вам было трудно выполнять?
Логопед: Какие задания вам было выполнять интереснее всего?
Логопед: Вы отлично поработали на занятии, были внимательными и сосредоточенными. За это я награждаю вас милыми наклейками.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада