Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе.
Направление Экология.Тема: Рассматривание и сравнение воробья и вороны"
Описание: Предлагаю Вам конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии на тему "Рассматривание воробья и вороны" в рамках реализации программы по экологии для детей средней группы (4-5 лет).
Цель НОД: создать условия для расширения представлений воспитанников о воробье и вороне.
Задачи:
• Расширить представления детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
• Формировать умение распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения,
издаваемым звукам.
• Познакомить с новыми словами:нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм.
• Воспитывать заботливое отношение, интерес к птицам.
• Дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к информации, которую получают во время общения и игр; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеют поддерживать беседу, с интересом выполняют задания педагога.
Материал и оборудование: аудио запись чириканье воробья и карканье вороны; картинки с изображением птиц,емкости с кормом для птиц(просо, хлебные крошки, пшено, ячмень), раскраски и цветные мелки.
ХОД НОД
1.Водная часть.
- Ребята, к нам прилетели наши младшие друзья, а какие друзья, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Различаемся мы цветом Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать петь и ворковать.
Нас зимою покормите...
Дети, кто мы? Назовите/» (
птицы)
(
воспитатель включает аудиозапись).
- Ребята, чьи голоса вы слышите, вы их узнали?
(
вороны каркают, воробьи чирикают).
- Правильно, это вороны и воробьи о них мы с вами сегодня узнаем много интересного.
2.Основная часть.
- А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации птиц. Интересно, вы их узнаете? (
выставляет по одной картинки с изображением птиц — ворона, воробей, одновременно загадывает загадки).
1 .Умный мальчишка В сером пальтишке Прыгает, шныряет,
Крошки собирает. (
Воробей)
2. Серая Матрена,
Платье чернено.
На ветку села,
Громко «кар» запела. (Ворона)
Воспитатель: Молодцы ребята! Узнали птиц.
-А где мы их с вами видели?
Дети: Птицы сидели на ветках деревьев. Видели на участке, около кормушки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами внимательно рассмотрим ворону и воробья и сравним их: чем они отличаются друг от друга.
Рассматривание иллюстрации с изображением вороны и воробья: отличия друг от друга.
Вопросы к детям :
1) Какого размера птицы? (воробей — маленький, а ворона — большая).
2) Что можно сказать об окраске перьев? (воробьи коричневые с серым, а перья у вороны на крыльях и хвосте чёрные, а туловище серые).
3) Вспомните мы с вами наблюдали: как ведут себя птицы во время еды? (воробьи прыгают, перелетают с места на место.
Вороны важно вышагивают, берут пищу клювом и отлетают в сторону) Воспитатель: Молодцы! Обо всех различиях рассказали. Запомнили, чем отличаются ворона и воробей друг от друга?
Игровое упражнение. «Воробьи и вороны».
- Давайте представим, что мы с вами воробьи и вороны.
- Как чирикают и прыгают воробьи?
(
Предложить детям почирикать и попрыгать, как воробушки)
- Теперь покажите, как каркают вороны и как они важно вышагивают.
( Д
ети выполняют произвольные движения и звукоподражания)
Рассматривание иллюстраций с изображением вороны и воробья : назвать сходства.
Воспитатель:А сейчас расскажем, чем птицы похожи.
1) Что общего у птиц? (
есть туловище, голова, по две лапки, по два крыла, хвост, клюв).
2) Чем покрыто тело птиц?(
тело покрыто перьями).
3) Улетают в теплые края воробей и ворона? (
нет. Это зимующие птицы).
4) Что мы слышим, когда птицы собираются у кормушки? (
щебечут, громко кричат).
-Почему? («
просят» у нас крошек, зовут к кормушке своих «друзей»),
- Молодцы! Хорошо рассказали о птицах.
- Давайте с вами поиграем в игру «Воробей».
Встаем в круг Подвижная игра «Воробей» (на стихи И. Демьянова)
Среди белых голубей (дети идут по кругу)
Скачет шустрый воробей (один ребёнок прыгает по кругу в противоположную сторону)
Воробушек - пташка, серая рубашка Откликайся, воробей! (грозят пальцем)
Вылетай и не робей (дети закрывают ворота, а «воробей» пытается вылететь).
Воспитатель: Шустрый воробей, а вылететь не смог. Ребята, а вороны и воробьи улетают в тёплые края?
Дети: Нет, они остаются зимовать.
Воспитатель. - Правильно, воробьи и вороны не улетают в тёплые края, они остаются зимовать и называются ..(
зимующие птицы).
- К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом.
- И поэтому им теплее. К ночи они летят в парк или в ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в пёрышки и так спасаются от мороза.
- А чем мы можем помочь птицам в это трудное время? (
смастерить кормушки, накормить).
- Какой корм можно положить в кормушку? (
Крупу, крошки хлеба, семена растений.)
- Воробьи очень любят овес и пшено. Можно кормить птиц крошками пшеничного хлеба.
- Как вы думаете, а чем можно накормить ворону? Она ест все - и семена, и хлеб, и даже кусочки овощей и фруктов.
- Да, этим люди помогают выжить птицам в холодную зиму.
- Давайте и мы с вами приготовим корм для птиц.
Игра «Накорми птиц» (в
ыставить подносы с кормом: зерно, семечки, пшено, крошки, кусочки овощей хлеба, пуговки, бусинки, проволока - и предложить детям выбрать, чем можно накормить птиц, а что не годится для корма)
Вопитатель:Назовите, какой корм выбрали для птиц (зерно, семечки, хлебные крошки; кусочки хлеба, овощей для вороны)
- Что не годиться для корма? (проволока, бусинка, пуговица).
- Молодцы! Все справились с заданием!
Рефлексия.
Дидактическая игра«Воробей и ворона» (с мячом)
Воспитатель.
- Ребята, давайте с вами поиграем и вспомним, чем отличаются ворона и воробей. Встаньте в круг.
-Я буду кидать вам мячик, и задавать вопросы, а вы должны ответить на них
- Воробей маленький, а ворона крупная.
- Воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона серо-черную.
- Воробьи держатся стайкой, а ворона.... одна.
- У воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны... он большой, несколько изогнутый.
- Воробей чирикает, а ворона.... каркает.
- Воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест.... кусочки хлеба, овощей. Рефлексия.
- Вот какие молодцы, много рассказали о воробье и вороне.
- Для вас, приготовила силуэты птиц, но они не раскрашены.
- Хотите выбрать себе птичку и раскрасить её? (да)
- Проходите к столам, и раскрасьте своих птиц.
- Потом мы посадим этих птиц на ветку и покажем мамам и папам.
Ребята раскрашивают силуэты, понравившихся птиц. (В это время звучит фонограмма с голосами птиц).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект НОД по экологии для средней группы детского сада