Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Цикл наблюдений за берёзой в группе раннего возраста

Цикл наблюдений за берёзой в ДОУ. Группа раннего возраста
Цель: Обеспечить ознакомление детей с деревьями нашего края, берёзой – духовным символом России.
Способствовать формированию элементарных представлений о деревьях, как части растительного мира.
Создать условия для развития познавательного интереса к природе нашего края, любознательности.
Содействовать воспитанию любви к миру природы России, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания.
1. Берёза – наше дерево. Цель: Способствовать развитию умения
узнавать берёзу, отличать её от других деревьев, формированию представлений о том, что берёза - это дерево, оно растёт на нашем участке,
поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

-Про что загадка?
-Вы догадались? (про берёзку).
-Поздоровайтесь с берёзкой.
- Берёза - это дерево или трава? (дерево)
-Посмотрите, есть ли это дерево у нас на участке?
- Какие ещё вы знаете деревья?
-Чем оно отличается от других деревьев?
- Берёза – низкое или высокое дерево?
-Предлагаю полюбоваться высоким светлым деревом с раскидистой кроной.
Люблю берёзу русскую
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.

2. Что есть у берёзы. Цель: Создать условия для получения информации о строении берёзы, развития умения находить ствол, ветки, листья.
-Ребята, посмотрите на берёзку: какая она высокая, намного выше вас.
- Чтобы её рассмотреть, надо поднять голову.
-Что есть у берёзы? (ствол, ветки).
-Внизу, возле земли, виден у берёзы ствол, такого ствола нет у других деревьев, ствол можно погладить, обнять, прижаться к нему щекой, вокруг ствола можно водить хоровод, берёзу ещё называют «белоствольной».
-У берёзы красивые опущенные ветки.
- А на ветках что есть? (Листочки).
Всем берёза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят

3. Ствол берёзы. Цель: Способствовать формированию представления о том, что у берёзы есть ствол, у ствола есть корни, за счёт которых дерево держится и не падает.
-Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а Илья покажет его рукой.
-Какого цвета ствол берёзы? (белого цвета с чёрными пятнышками).
-Похож на сарафан.
- Ствол толстый или тонкий?
-Какой ствол по толщине? Карина, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками).
-Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий).
-Варя, потрогай кору дерева, какая она на ощупь шершавая или гладкая?
- Надавите на ствол: он твёрдый или мягкий? (твёрдый).
-Ствол высокий или низкий? (высокий).
«Её узнаешь по простой примете,
Нет деревца белей на свете!»

4. Ветки берёзы. Цель: Уточнить представления детей о частях дерева,
обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе.
-На чём растут листья у дерева (на ветках)?
-Ветки длинные или короткие?
- Попробуйте дотянуться до самой нижней ветки.
-Толстая она или тонкая?
-Длинная или короткая?
Наклонить нижнюю ветку и обследовать её вместе с детьми.
-Наверху ствола у берёзы много веток, растут они от ствола, от больших веток растут маленькие веточки.
-Какие они? (длинные, тонкие, чёрные).
-Некоторые ветки свисают и похожи на косички.
-Под ветками возле ствола можно встать, спрятаться от дождя, солнца - они как крыша над головой.
«Если б дали берёзке расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку».

5. Листья берёзы. Цель: Помочь детям обследовать листья берёзы, создать условия для познавательного интереса, вызвать желание поиграть с листочками.
Предложить детям посмотреть на листья.
-Где растут листья?
-Сколько на берёзе листьев? (много)
-Все они на ветках высоко над землей.
-Найдите листочки берёзы возле её ствола, возьмите в руки, рассмотрите их поближе.
-Какие листья у берёзы? (маленькие, зелёные)
-Да, листья небольшие - меньше, чем ладошка, у каждого есть палочка – черешок.
-Спрячь, Катя, листочек в ладошках. Видно?
-Маленький, его не видно в ладошках.
Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие).
Предложить обвести пальцем по краю листа. Какой он по форме?
- С одного конца они круглые, с другого - узкие, заканчиваются острым «носиком», края у листочка зубчиками.
-Хотите поиграть с листочками? Игра – этюд: «Мы – листочки».
6. Берёза осенью. Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы.
Предложить подойти к берёзе.
-Какое сейчас время года? (осень).
-А что случилось с нашей берёзкой? (листья на берёзе стали жёлтые).
-Это осень постаралась и одела нашу берёзу в разноцветный наряд. Листья на берёзе жёлтые, красные, оранжевые.
-Нравится вам берёзка в таком наряде?
- Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает наш участок.
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

-Найдите под деревом жёлтые, красные, зелёные листья.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

7. Берёза зимой. Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу.
-Наступила зима, холодно, выпал снег, что стало с берёзкой?
(предполагаемые ответы воспитанников).
-Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках берёзы лежит снег.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

8. Берёза весной. Цель: Обеспечить ознакомление с берёзой весной, создать условия для развития познавательного интереса.
- Скажите, какое сейчас время года? (весна).
-Как вы догадались?
-Посмотрите, на нашу давнюю знакомую - берёзку.
Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие берёзовые почки – «домики листьев».
-Всю зиму спали листочки в этих домиках, теперь солнце пригревает, дерево просыпается, на веточках берёзы появились маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зелёные листочки.
-Посмотрите, на веточки, потрогайте осторожно набухшие почки.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая.
Береза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Возле деток миленьких;
На тебе, берёзонька,
Скоро будут - листья зелёненькие.

9. Берёза - живая, её надо оберегать. Цель: Способствовать воспитанию бережного отношения к живому дереву (берёзе), желание помогать (поливать), оберегать (не ломать ветки, не царапать кору).
-Как вы думаете, берёза живая?
-Наша берёза живая, как и мы с вами, она растёт, пьёт водичку, из семян вырастает много берёзок.
-Если берёзу обижать, то ей так же, как и нам, будет больно.
-А ведь мы не хотим берёзе делать больно? (Не хотим.)
-Скажите, можем мы поднять берёзу и перенести в другое место? (Нет.)
-Почему нет? Правильно, наша берёза живая. Она растёт, а корни глубоко в земле. При помощи их она питается.
-Ей нужна вода. Где она берёт воду? (дождик льёт, она пьёт эту воду).
-Без воды берёзка засохнет. Как ей можно помочь? (полить).
-Берёзу надо оберегать: не стучать по стволу, не ломать ветки, не царапать кору.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Рекомендуем посмотреть:

Совместная деятельность в группе раннего возраста. Конспект Конспект тематического занятия во второй группы раннего возраста. Лошадка Занятие в первой младшей группе "В гостях у Матрешки" Конспект занятия в группе раннего возраста «Машина» (Автомобиль)

Похожие статьи:

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Конспект игрового развивающего занятия в группе раннего возраста на тему: Лучи солнышка

Игровое развивающее занятие в детском саду для детей третьего года жизни

Конспект занятия в первой группе раннего возраста на тему: Игрушки

Тематическое планирование в группе раннего возраста. Тема: Наш огород | Сценарий осеннего праздника в группе раннего возраста
Опубликовано: 1067 дней назад (18 июня 2019)
Просмотров: 3257
0
Голосов: 0
Людмила Александровна Козырева # 18 июня 2019 в 11:30 0
Здравствуйте. Очень трогательная, красивая, полезная публикация о нашей русской березке. Дети, с которыми проведут эти беседы, да еще в присутствии самой белоствольной красавицы, уже будут смотреть на мир другими глазами, у них вряд ли уже поднимется рука, просто так, бездумно, мимоходом оторвать ветку или,еще хуже, обломать макушку молоденькой, посаженной с любовью кем-то березки, что, к сожалению, приходится нередко наблюдать. Как хотелось бы, чтобы вашу работу применили на практике, как можно больше педагогов и родителей. Голос!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения