Из опыта работы учителя начальной школы. Влияние семьи на личность ребенка
Цель: познакомить родителей с типами семей и их влиянием на развитие личность ребенка.
«У ребенка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим".
Ж.Ж. Руссо
Как известно, семья – ячейка общества. Общество, влияя на семью, формирует её определенный тип. Семья в свою очередь осуществляет свое влияние на общество.
Проработав в школе 28 лет, я убедилась в том, что педагог обязан изучать семьи обучающихся. Зачем? Это нужно для того, чтобы предвидеть, как отношения внутрисемейные отношения могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер и поведение.
Психологи различают несколько типов семей.
Первый тип – это семья традиционная (патриархальная). Она базируется на полной зависимости жены от мужа и детей от родителей. Во главе такой семье стоит муж, т.к. он обладает основными экономическими ресурсами семьи и на этом основании принимает все основные решения. Роли всех членов семьи строго распределяются. В ней царит авторитарная система воспитания и жесткая родительская власть. Проблемы детей, воспитуемых в патриархальных семьях таковы: неуверенность в себе и своих способностях, низкая самооценка. Лишая ребенка права голоса, не прислушиваясь к его мнению и желаниям, уничтожается его чувство собственного достоинства. Дети становятся застенчивыми, стеснительными, стараются максимально приспособиться к требованиям учителя. На уроках такие ребята демонстрируют безразличие к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядываются на более сильных учеников. Эмоциональная отчужденность с матерью выражается в отсутствии контакта со сверстниками. Такие дети необщительны, никогда не делятся своими проблемами, не доверяют людям. В общении проявляют жестокость и агрессию.
Второй тип семье – детоцентристская или современная семья. Семья малодетная (1-2 ребенка). В такой семье ребенок становится центром родительской любви. Дети пользуются большим числом материальных и духовных благ. На потребности детей уходит большая часть семейного бюджета. Вместе с тем, такая система воспитания характеризуется рядом негативных черт. Родителя, удовлетворяя своим трудом все потребности детей, тем самым ограждают их от трудностей, забот, усилий в достижении цели. Дети вырастают несамостоятельными, безответственными, безынициативными. Они считают, что им можно всё. Им тяжело учиться, т.к. семья не привила им потребность в труде. В общении со сверстниками они любят повелевать, устраивать истерики, грубить, хамить.
Третий тип семьи - супружеский. В семье такого типа родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Интересы родителей шире семейных, у каждого из них более обширный автономный круг общения. В такой семье ценится не только родительство, но и супружество. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и своими идеалами, этическими ценностями друг друга. Такая тактика семейного воспитания получила название сотрудничества. Главными в семье становятся сочувствие, отзывчивость. В такой семье нравственные отношения не декларируются и не выставляются напоказ, они не ложны. Слово родителей подкрепляются делами и поступками.
А.С.Макаренко считал, что духовный облик ребенка, формирование его характера определяется всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей. Существует прямая зависимость между микроклиматом, царящим в семье и воспитанием детей. Только в крепкой, истинно нравственной семье воспитывается прямой и истинный характер.
У психолога Н.И.Дереклеевой я подсмотрела один
очень хороший «рецепт» общения родителей с детьми: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом».
Самым ценным и веским принципом в перечисленном «рецепте» считаю
принцип принятия ребенка. Ребенок должен понимать, что его любят не за то, что оно хорошо учится, или добился успехов в спорте, а просто так, ни за что. За то, что он есть! За то, что он значим для семьи.
Принятие – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Родители, принимающие своего ребенка, ценят и признают значимость, верят в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Они стараются подчеркнуть его успехи, ободрить в период неудач, стараются понять его поступки, порой даже неправильные. Не требую от него немедленного покаяния, совместно пытаются осознать причин, что побудило ребенка поступить так или иначе и как можно избежать подобного в будущем. Родители должны проявлять терпение. Терпение должно проявляться в том, чтобы дать время ребенку осознать свой поступок, прочувствовать его. Понять, что родители в это время были рядом и поддерживали его.
И наконец –
любовь. Дети должны чувствовать проявление любви и ласки вне зависимости от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой психологической и физиологической потребности, которая остается с ним на протяжении всего периода взросления.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча)
Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста
Семейная педагогика
О важности дружеских отношений взрослых и детей в семье
Похожие статьи:
Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний
Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников
Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка
Роль общения в семейном воспитании
Факторы воспитания ребенка в семье. Педагогика