Конспект занятия «В гостях у ласточки» для детей 5-6 лет
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятие «В гостьях у ласточки », которое направлено на ознакомление детей с окружающим миром и его жителями. Привить заботливое отношение к нашему природному богатству. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Для детей от 5-6 лет.
Цель: Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.
Задачи:
- рассказать детям о том, что ласточки очень полезны, и они потребляют вредных насекомых;
-воспитывать у детей доброту, умение заботится о птицах, наблюдать за ними;
-научить испытывать радость от сознания, что, делясь крохами можно спасти птиц от голода;
Оборудование: корм (семечки, овес, пшено, семена растений).
Ход занятия:
Воспитатель: ребята сегодня мы с Вами приехали в одно из самых красивых мест нашего района – это детская оздоровительная база «Росинка».
Посмотрите, как здесь красиво. А начнем мы наше занятие- прогулку с очень интересного стиха послушайте внимательно. И мне скажите, о ком мы будем говорить, и за кем будем наблюдать.
Ласточка свила гнездо
Над окном, под крышей.
И теперь с утра весь дом
Птичий гомон слышит.
Мне сказали - птичка тут
Прятала яички.
А теперь в гнезде живут
Маленькие птички.
Я за нею наблюдала
Целую неделю.
Я такое увидала -
Скажут - не поверю!
С червячком летит когда,
Чтоб его покинуть
А малютки из гнезда
Рты свои разинут.
Птенчик маленький такой!
Но навстречу пище
Ка-а-к разинет рот большой,
Да не рот - ротище!
Птичке-маме трудно очень:
Целый день летает -
Занята с утра до ночи,
Отдыха не знает.
Чтобы дать ей отдохнуть,
(Очень жалко птичку),
Я посыплю ей чуть- чуть
Зёрнышек пшенички.
Кушай зёрнышки мои!
Принесла тебе я.
Может, птенчики твои
Вырастут быстрее.
З. Березина
Дети: О ласточке.
Воспитатель: Правильно ласточка — мелкая птица, всего их до 120 видов, населяющих все страны. Все превосходно летают и проводят большую часть жизни в полете; по земле ходит весьма неловко и неохотно. Они питаются насекомыми, которых ловят исключительно на лету. Принадлежат к числу очень полезных птиц, поедая очень большое количество насекомых.
Вот послушайте загадку:
Не зверь не птица,
Нос, как спица;
Лежит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьёт –
Свою кровь прольет.
Дети: Комар
Воспитатель: А кого из Вас кусали комарики?
Дети: отвечают
Воспитатель: Вижу и слышу всех, Вас комары кусали. И знаете, как это неприятно. А вот ласточка питается комарами.
Гнезда ласточки строят на скалах, в обрывах на строениях, очень редко на деревьях; некоторые виды устраивают их в береговых обрывах, вырывают глубокие норки. А наша ласточка свое гнездо соорудила из глины и земли, склеенной ласточкиной слюной.
За ранее предупреждаю детей, что шуметь и кричать возле гнезда нельзя. И подвожу детей к домику, где ласточки живет со своими птенчика.
Вот посмотрите под крышей этого сказочного домика, ласточка себе смастерила гнездо. И уже, какой год она прилетает сюда, чтоб вывести своих птенцов. Живет ласточка здесь с весны до осени. Лоток у ласточек всегда выстлан мягкой растительной ветошью и перьями. В кладке от 3—7 яиц, яички белого цвета, иногда с пестринами. В один год ласточка может делать 1—2 кладки.
Ребята посмотрите внимательно, кто выглядывает из гнезда?
Дети: радостно три птенчика.
Воспитатель: правильно три птенчика ждут, когда мама прилетит и их покормит.
(птенцы на нас не обращают, внимание, только клювы разевают и пищат)
Когда прилетела ласточка и увидела нас возле домика. Она не сразу приблизилась к своим детенышам. Немного покружила, успокоилась, что ничего им и ей не угрожает, прилетела в гнездо. И занялась привычными делами.
Ребята смотрят внимательно, как ласточка каждому птенцу в клюв вкладывает корм, который она поймала. Покормила и улетела опять за кормом в лес.
Воспитатель: Ребята у домика стоит столик давайте высыпим на него наше угощение для птичек, которое мы с Вами привезли.
Дети: на стол высыпают семечки, овес, пшено, семена растений, крошки хлеба.
Обращаюсь к детям.
А сейчас давайте отойдем подальше, чтоб ласточке не мешать и продолжим наше занятие.
На базе есть пенечки, где мы и расположились. И оттуда продолжали наблюдать, как ласточка трудится.
Ребята кто может показать, как пищат птенчики ласточки?
Дети: начинают пищать подражать птенцам.
Воспитатель: А вы внимательно смотрели на маму ласточку?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, какого она цвета?
Дети: спинка черного цвета, и грудка белая.
Воспитатель: У городских ласточек, ребята окрас перьев иссиня-черный, отливает металлическим блеском. Около надхвостья – оперенье белое. А деревенская ласточка имеет спинку темно-синего цвета с металлическим отливом. На грудке – широкая темная полоса. Брюшко светлое, на хвосте есть белые пятна. Клюв уплощенный, разрез рта большой.
А какой хвост у ласточки?
Дети: Как будто разрезан на две части.
Воспитатель: Молодцы внимательно рассмотрели ласточку и все увидели. Послушайте пословицы про ласточек:
Без первой ласточки весна не обходится.
Ласточка лепит гнезда, пчелка — соты.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
(с интернета)
Ласточка считается священной птицей богини Изиды в Древнем Египте и богинь материнства в некоторых других культурах. Поэтому разорять гнезда ласточек нельзя. И вообще любых птиц гнезда нельзя трогать и разорять.Ведь птицы - это наши пернатые друзья.
Пока мы сидели на пенечках на наш стол угощаться прилетели синицы, дрозды, трясогузки, малиновка, дятел. Дети были в восторге столько птиц и так близко они не видели. Когда прилетела ласточка, все птицы улетели. А мы продолжили свое занятие.
Воспитатель: Я загадываю Вам загадки, а Вы попробуйте их отгадать.
Это кто под нашей крышей
Маленький слепил домишко?
Из окошка уже слышен
Чей-то звонкий голосишко.
(Ласточка)
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?….
(Ласточка)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном
Утром , вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы ... .
(Ласточки)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка).
С. Мельников
Мы по птичьему полёту
Можем предсказать погоду:
Вот к дождю - летает низом
В дом – корзинку под карнизом.
В клювике несёт водицу:
Строить домик пригодится.
Грязь приклеит палочки
В гнёздышке для …
( Ласточки)
Е. Телушкина
На лету хватает мошек,
Хвостик-тонкие косицы,
Предсказать погоду может,-
Вам знакома эта птица.
(Ласточка)
А. Измайлов
Воспитатель: Молодцы ребятки отгадали Вы загадки, а теперь пора играть.
Игра «Ласточка и мошки».
Чтоб нам выбрать, кто будет Ласточка, мы посчитаем считалочку:
Тили-тели птички пели
Взвились-к лесу полетели
Стали птички гнезда вить
Кто не вьет, тому водить.
Выбранная ласточка ловит мошек. До кого она дотронулась, тот становится, ласточкой, и они уже вместе ловят мошек. Игра продолжается до тех пор, пока все мошки не станут ласточками.
Воспитатель: Ребята вот и подошло к концу наша прогулка на замечательной базе «Росинка». За нами приехал автобус и нам пора возвращаться в детский сад.
Скажем спасибо ласточке, что разрешила нам рассмотреть себя и своих детенышей. Вам понравилось?
Дети: Да.
В автобусе у детей еще долго шли обсуждения о птицах, птенчиках и маме ласточке.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы
Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе