Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Учебно-методическая разработка "Опыт работы музыкального руководителя ДОУ по патриотическому воспитанию"
Учебно-методическая разработка реализуется как педагогический опыт в работе с дошкольниками, начиная с первой младшей группы и до подготовительной группы, по приоритетному направлению «Патриотическое воспитание детей в процессе формирования ценностных ориентиров». Данный педагогический опыт адресован: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируются умения самостоятельно применять полученные знания в жизни.

С учётом деятельности дошкольного образовательного учреждения одной из целей в направлении «Музыкальное воспитание» является формирование знаний детей о большой и малой Родине средствами музыкального воспитания.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение.
4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления.
5. Воспитывать патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы.
6. Учить дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения.
7. Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку.
8. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.
Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники.

Доставшиеся нам по наследству богатые народные традиции уникальны. Порвав с духовным наследием, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности. В нашей работе с детьми мы ненавязчиво, но неустанно должны объяснять детям и родителям – почему сейчас мы поем старинные песни, проводим обрядовые праздники и т.д. Это все – для нас частица высокой духовной культуры нашего народа, история всей его жизни, претворенная в изумительных по красоте музыкально-поэтических образах. Мы знакомимся с древнейшими исполнительскими традициями, в которых для нас столько нового, оригинального и яркого. Мы поем и думаем о том, что ведь это пели прадеды наши. Мы поем и невольно становимся свидетелями той далекой эпохи и вместе с теми, кто слагал эти песни, печалимся и радуемся, учимся мудрости жизни.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений, проводимых в нашем детском саду:
«Тиринь келень чи» (День родного языка)», «Вастома роштувань кудосо»(Встреча в рождественском доме), «Шумбрат, Саранск!»,«Музыкальная жизнь города Саранска», «Посиделки», «Вечкевикс мастор» (Любимая земля), «Это наш город», «Безопасная дорога в моем городе».Они дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям, живущих в нашем крае.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Атмосфера радостной встречи с родной природой на таких праздниках, как «Осенняя ярмарка», «Земля-наш дом родной», «Как прекрасен этот мир!», «Жаворонки (Закликание Весны)», «Праздник русской березки» (Семик-Троица) надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Активные участники таких праздников как - Праздник ко Дню защитника Отечества «Парад дошколят», конкурс «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, воины», «Русские богатыри», спортивные праздники– папы, дедушки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времёни о тех временах. Такие праздники, как «Спасибо доблестным солдатам», музыкально-литературная композиция «Пусть небо будет голубым», «Да-миру, нет-войне!»,«Бессмертный полк» надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому результатом систематической и целенаправленной работы является участие детей в творческих мероприятиях разного уровня:
Всероссийский открытый конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика», Всероссийский этноконкурс «Панжема» (Открытие), городской фестиваль-конкурс детского творчества «Планета детства».

В репертуаре детей песни о нашем крае, о Родине - «Красно солнышко» муз.П.Аедоницкого, «Луганяса келунясь» мордовская народная песня, «Ваняня» (мордовская народная песня), «Кизэнь вайгельть»(Летние голоса) муз.В.Веряскина, сл.Н.Ишуткина,«Веселая песенка» муз.А.Ермолова, сл.В.Борисова, песня «Гармононь моя, гармоночики» муз.И.Руденко, сл.М.Мордасовой.

Хочется закончить описание опыта по патриотическому воспитанию такими словами: «Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине».
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Прилагаю перспективный план по патриотическому воспитанию на 2021-2022 учебный год музыкального руководителя Миняевой Г.Н.
Перспективный план по патриотическому воспитанию на 2021-2022 учебный год
Приложение. Сценарии мероприятий (праздников)

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Об учителях духовных для детей

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия

Конспект игрового музыкального занятия для детей средней группы «Вы не видели Весну?» | Развлечение «Мордовские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий
Опубликовано: 1148 дней назад (26 сентября 2021)
Просмотров: 872
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ирина Николаевна Чакмина # 26 сентября 2021 в 20:40 +1
Молодец,Галина Николаевна! Интересный и полезный материал для воспитателей.
Галина Николаевна Миняева # 26 сентября 2021 в 21:04 +1
Спасибо большое!
Агафонова Ольга Геннадьевна # 29 сентября 2021 в 12:48 0
Спасибо, Галина Николаевна за интересный и очень актуальный опыт работы по направлению «Патриотическое воспитание детей в процессе формирования ценностных ориентиров». Тема всегда будет очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Может быть использована как в работе воспитателя, так и музыкального руководителя
Галина Николаевна Миняева # 29 сентября 2021 в 16:46 0
Спасибо!Буду рада, если кому-то пригодится!