Педагогическая статья о роли и месте дидактической игры в процессе обучения
Статья для педагогов об игре в школе
Игра, как средство обучения детей разного школьного возраста
Автор: Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная педагогическая статья написана для всех педагогов. В ней рассказывается о роли и месте дидактической игры в системе обучения и воспитания детей разного возраста. В статье раскрывается идея самой игры. В заключении будут приведены примеры дидактических игр, которые могут быть использованы не только в школе, но и дома на досуге с родителями.
Цель: Формирование представления о дидактической игре, роли и месте ее в процессе обучения.
Задачи:
-
образовательная: рассказать о функциях дидактической игры в процессе обучения и воспитания;
-
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение;
-
воспитательная: воспитывать интерес к дидактической игре.
Содержание.
Я работаю в школе уже 12 лет. И всегда замечала, что для детей разного школьного возраста неспособность справиться с нагрузкой была основной причиной хронического утомления, усталости, отсутствия учебной мотивации. Ведь возникновение стойкого интереса к обучению напрямую зависит от методов и приемов преподавания школьных предметов. Именно здесь огромная роль отводится
дидактическим играм.
Дидактическая игра является признанным методом обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Она объединяет в себе и образовательную, и развивающую, и воспитывающую функцию. Включение разных игровых моментов в урок делает весь процесс обучения интересным, занимательным, творческим, создает у детей бодрое рабочее настроение.
Идея самой игры заключается в том, что педагог (воспитатель) создает определенную проблемную ситуацию, а дети стараются найти решение данной проблемы, активизируя при этом мыслительную деятельность.
Применение разнообразных дидактических игр в обучении и воспитании снимает утомление, помогает в развитии и коррекции внимания, познавательной деятельности, положительно влияет на формирование универсальных учебных действий. Игра является мощным психопрофилактическим лекарством для детей и педагогов, делая весь учебный процесс уникальным, позитивным и доброжелательным.
Игру можно использовать на любом этапе урока.
Приведу пример двух дидактических игр, которые особенно любят дети.
1. "Буквенный диктант". Цель: коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Правила игры: записываем в строчку только первую букву от ответа.
- как называется совокупность букв русского языка? (Алфавит)
А
- сколько будет 44 : 4 = ? (11)
О
- 1 дм больше или меньше 1 см? (больше)
Б
- 2 м больше или меньше 3 дм? (больше)
Б
- как называется прямоугольник с равными сторонами? (квадрат)
К
- назовите вторую букву в слове "пальма" -
А
- как называется результат деления? (частное)
Ч
Соберите слово из полученных букв. Что получилось?
Бабочка. Здесь можно поговорить о том, кто такая бабочка? Какое значение еще имеет это слово? (
Галстук в виде бабочки)
2. "Цепочка". Цель: активизация познавательных процессов и мыслительной деятельности.
Правила игры: на карточке с одной стороны задание, с другой слово - ответ на другое задание. По очереди дети начинают читать задание, встает тот, у кого ответ на этот вопрос, отвечает и зачитывает свое задание. И так до тех пор, пока все дети не ответят.
Например:
1. Лев рычит, а рыба...- крольчонок
2. На жарком солнышке подрос и рвется из стручка...- ложка
3. Сама не ем, а людей кормлю - молчит
4. У зайца - зайчонок. У кролика - ...- горох
Надеюсь, что эти развивающие и познавательные игры будут полезными и востребованными в вашей работе.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ
Игра «Морской бой» по русскому языку в начальной школе
Игра "Слабое звено" для 3 - 4 класса
Консультация для родителей ДОУ. Игра в развитии ребенка
Похожие статьи:
Детский рисунок как средство игры
Игра как средство развития дошкольников
Познавательная игра о временах года для школьников 2-4 класса
Дидактическая игра по краеведению в 3-4 классах