Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3-4 класса

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в начальных классах.
Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык».
Для учащихся 3 - 4 классов.
Автор: Лаврова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Глинская средняя общеобразовательная школа» д. Глинки.
Описание материала: Данный материал способствует обобщению знаний по русскому языку у учащихся 3 - 4 классов, воспитанию любви и бережного отношение к родному языку, развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке. Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов и педагогам.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Повторить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову.
Ход игры.
Самоопределение к деятельности.
Учитель:
Русский язык (1959).
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А.Я. Яшин
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей игры. Сегодня у нас игра по русскому языку. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. На языке мы думаем, общаемся, творим. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком?
– Дорогие ребята, нужно научиться общаться друг с другом.
В нашей игре участвуют две команды. Давайте их поприветствуем!!!
(Представляются участники каждой команды).
– Ребята, мы сегодня будем с вами играть за круглым столом. (Приглашаются за игровой стол).
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри).
По ходу игры будем подводить временные итоги, и записывать их.
– Итак, Ребята, подумайте пожалуйста, что вам пригодится для успешной победы в игре?
Буква заблудилась.
Учитель:
Буква заблудилась.
Неизвестно, как случилась,
Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
– Ребята, я сейчас буду читать вам стихотворения, а вы должны исправить ошибку: назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери).
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу).
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (Маки).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук. (Жук).
С длинными усами!..
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей).
Мы собрали васильки,
На головах у нас у нас –щенки. (Венки).
Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки (чайки) над волнами.
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. А теперь давайте отгадывать загадки.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён.
Сам её рождает. (Лёд).
Конь стальной, хвост льняной.(Игла).
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).
В середине алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета).
Учитель: Молодцы, загадки отгадали. А теперь, прежде чем начать следующую игру, предлагаю вам вспомнить знакомое правило о правописании безударных гласных, а потом разучить и хором повторить его в стихах:
Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Учитель: Я сейчас буду называть слова с безударными гласными, а вы должны к каждому слову подобрать проверочные (изменить его так, чтобы безударный звук стал ударным) и произнести хором. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Тропа – тропы
Гора – горы
Трава – травы
Стена – стены
Поля –поле
Холмы – холм
Для второй команды.
Голова –головы
Борода –бороды
Садовник – сад
Старик –старец
Листок – лист
Бежать – бег
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют омонимами? (Омонимами называют слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. Например: «коса» – заплетённые волосы и «коса» – сельскохозяйственное орудие.
Давайте отгадаем – Омонимы-загадки. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…(Иголки).
Я в дверях, я в замке,
И в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать…(Ключ).
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец порою
В шеренгу вас построю…(Линейка).
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают…(Очки).
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей…(Нос).
К розе он не подпускает,
Доски накрепко скрепляет…(Шип).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют антонимами? Слова с противоположным значением. Например: высокий-низкий. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Загадки в стихах.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня…(Прохлада).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я …(Зима).
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех
Я бываю по неволе.
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались – это …(Плач).
Не бываю без начала.
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я…(Конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь…(Тишина).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте теперь вспомним синонимы. (Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение). Каждый игрок называет слово, к которому играющие из другой команды, должны подобрать синонимы. Кто не сумеет этого сделать, тот уступает другому игроку. Примеры: бездельник-лодырь, дерзкий- грубый, мокрый-сырой, дорога-путь, глаза-очи, думать-мыслить, лётчик-пилот, пища-еда, смелый-храбрый, успех-удача, горячий-жаркий.
Учитель: Ребята, было трудно? Вы справились и с этим заданием?
В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик. Я сейчас буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте их во множественном числе, обозначьте в ловах ударение. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Герб – гербы
Адрес – адреса
Мука –…
Директор – директора
Договор –договоры
Трактор –трактора
Еда – …
Столяр – столяры
Для второй команды.
Шарф –шарфы
Инженер – инженеры
Метро –…
Портфель – портфели
Торт – торты
Повар – повара
Лень – …
Век – века
– Как видите, не всё так просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например: метро, мука, лень), как поставить ударение.
Вспомни фразеологизмы.
– Ребята, вспомните в русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Например: Ушки на макушке. Кто-то очень внимательно, напряженно вслушивается.
– Я сейчас буду вам давать объяснение устойчивым сочетаниям, а вы должны вспомнить как эти фразеологизмы звучат в русском языке.
Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Обижаться, сердится - надувать губы.
Очень быстро - сломя голову.
Кто-либо никак не может удержаться от смеха - смешинка в рот попала.
Знает, что сказать, как ответить - за словом в карман не полезет.
Очень медленно - черепашьим шагом.
Итоговая рефлексия.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Вам понравилось? Что у вас хорошо получалось, а над чем ещё надо поработать? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Где можно применить новые знания?
Выявление победителей. Награждение команд.
Учитель: Слово в словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить,
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
– Уважаемые гости, участники нашей игры – Учитесь общаться друг с другом!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

КВН по русскому языку в 3 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку «Золотая осень», 4 класс Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Игра викторина по русскому языку «Счастливый случай», 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Участник №158 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Игра - викторина для школьников 3-4 класса. Удивительный мир природы
Опубликовано: 3231 день назад (17 февраля 2016)
Просмотров: 11799
+15
Голосов: 15
Ирина Юрьевна Ручина # 18 февраля 2016 в 19:09 +7
Галина Юрьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Интеллектуальная игра "Великий и могучий русский язык" очень интересная, познавательная, мне понравилась. Такие мероприятия у детей способствуют развитию творчества и обогащению словарного запаса. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 18 февраля 2016 в 19:35 +4
Здравствуйте, Галина Юрьевна. Спасибо за приглашение. Очень интересный сценарий игры Вы опубликовали. Прекрасные стихи, загадки, познавательные речевые задания. Цель и задачи выполнены. Дальнейших творческих успехов! голос
Ольга Геннадьевна Лебедева # 18 февраля 2016 в 20:56 +6
Галина Юрьевна, благодарю за приглашение на увлекательную и познавательную игру с таким чудесным названием "Великий и могучий русский язык". Интересные задания Вы подготовили для ребят, пришлось им и голову поломать, и загадки стихотворные отгадать, и предмет повторить.. Работа продумана и интересна, подобрана с учётом возрастной категории детей и способствует закреплению пройденного материала, развитию познавательного интереса к изучению "Великого и могучего русского языка", гордости нашего народа. Спасибо, примите голос за очень интересный материал!
Мария Александровна Лангер # 19 февраля 2016 в 18:32 +5
Я к Вам без приглашения))
Увидела интересную тему в блогах, решила зайти посмотреть. Актуальный и интересный материал, который всегда пригодится на уроках русского языка.Спасибо. Очень понравился момент работы с фразеологизмами.
Светлана Владимировна Иванова # 20 февраля 2016 в 21:35 +5
Спасибо за приглашение на интеллектуальную игру по русскому языку. Игры такого рода способствуют развитию познавательного интереса, обогащают словарный запас детей, способствуют развитию творчества. Вы подобрали интересные задания. Думаю, ребята получили удовольствие от игры, да и материал по русскому языку повторили. Здорово! Примите голос.
Елена Викторовна Багрова # 21 февраля 2016 в 13:33 +4
Здравствуйте, Галина Юрьевна!
Спасибо за приглашение на интеллектуальную игру по русскому языку "Великий и могучий Русский язык!"
Материал представлен интересный, насыщенный и разнообразный. Он способствует обогащению словарного запаса детей, формирует интерес к изучению русского языка, развивает память, внимание.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Ольга Николаевна Гельденберг # 21 февраля 2016 в 16:23 +3
Здравствуйте Галина Юрьевна!
Спасибо за приглашение на интеллектуальную игру.Материал мне понравился, игра проходит по этапам.
Есть и загадки, и интересные задания с фразеологизмами. Думаю ребятам будет интересно поиграть в эту игру.
Примите мой голос +1!
Удачи!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 23 февраля 2016 в 14:58 +1
Мне очень понравилась Ваша работа. Всё интересно и увлекательно. Примите голос!
Екатерина Александровна Фомина # 25 февраля 2016 в 21:37 +2
Хороший материал!!!
Ермакова Наталья Александровна # 3 марта 2016 в 01:25 0
Галина Юрьевна, здравствуйте! Замечательная публикация интеллектуальной игры «Великий и могучий русский язык». Прекрасно спланирован, интересные задания, голос № 12