Беседа для детей с ОНР в старшей группе на тему: Весна. Перелетные птицы
Автор: Фомина Ирина Александровна воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21" город Снежинск Челябинская область.
Описание материала: Предлагаю беседу для детей с ОНР в старшей группе по теме: "Весна.Перелетные птицы". Методическая разработка занятия доступна в практическом применении может использоваться воспитателями коррекционных детских садов.
Цель: Расширить и закрепить представление детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, где живут, кто детеныши.
Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц.
Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
Образовательная область «Коммуникация»
Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать у детей объяснительную речь
Образовательная область «Социализация»
Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
Образовательная область «Здоровье»
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Оргмомент.
Воспитатель: - Послушайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (Весна)
Воспитатель: - О каком времени года говорится в загадке?
Дети: - О весне.
Воспитатель: - А какие слова вам помогли из загадки?
2. Основная часть.
Воспитатель: - Я для вас сегодня приготовила кроссворд с загадками.
Воспитатель: - Давайте попробуем его разгадать (на доске кроссворд)
1.Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
2.На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)
3.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА».
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Это птицы.
Воспитатель: - Почему их так называют?
Дети: - Потому что их тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.
Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему?
Дети: - Лишняя синица, потому что это зимующая птица.
Воспитатель: - Правильно синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.
Воспитатель: - А почему этих птиц называют так?
Воспитатель: - Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны.
Воспитатель: - Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: - Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, жаворонок, дикие утки и гуси.
Воспитатель: - А почему все они улетают от нас осенью?
Дети: - Птицы лишены осенью основного корма, поэтому и улетают.
Воспитатель: - Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе.
Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника.
Другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию.
Воспитатель: - Весной перелетные птицы возвращаются к нам.
Воспитатель: - А что они делают весной?
Дети: - Вьют гнезда.
Воспитатель: - А для чего птицы вьют и строят гнезда?
Дети: - Для того чтобы выводить птенцов.
Воспитатель: - Что это за птица?
Дети: - Это грач.
Воспитатель: - Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
Воспитатель: - Итак, на кого похож грач?
Дети: - Грач похож на ворону.
Воспитатель: - Чем питается грач весной?
Дети: - Грач питается червяками, жуками, личинками.
Воспитатель: - Где грач строит своё гнездо?
Дети: - Грач строит своё гнездо на верхушке дерева.
Воспитатель: - Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые, чёрные птицы начинают волноваться: поднимутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь.
Воспитатель: - Рассмотрите следующую птицу.
Дети: - Ласточка.
Воспитатель: - Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель: - Посмотрите, как выглядит скворец.
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.
Воспитатель: - Как называется жилище скворца?
Дети: - Скворечник.
Воспитатель: - Послушайте голос следующей птицы и угадайте ее (звучит голос кукушки)
Воспитатель: - Кукушка небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель: - А что общего у всех этих птиц?
Дети: - Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище.
Воспитатель: - А чем они отличаются друг от друга?
Дети: - Размером туловища, шеи, по разному строят гнезда.
4. Игра «Назови одним словом»
Воспитатель: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … длинноногий.
У аиста длинный клюв, он … длинноклювый.
У ласточки длинный хвост, она … длиннохвостая.
Ласточка любит тепло, она … теплолюбивая.
У ласточки острые крылья, она … острокрылая.
У соловья звонкий голос, он … звонкоголосый.
5. Итог
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Почему их так называют?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологии. Старшая группа
Конспект беседы о рыбах для детей старшей группы
Беседа с детьми старшей группы на тему: Посуда
Весенний физкультурный досуг в старшей группе. Сценарий
Похожие статьи:
Физкультурный досуг в старшей группе весной. Конспект
Весеннее развлечение для старших дошкольников. Сценарий
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Весенние праздники в детском саду. Сценарии. Старшая группа
Интегрированное развлечение в старшей группе весной