Конспект НОД по ФЭМП с использованием ИКТ «Путешествие на остров сокровищ» для детей старшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Путешествие на остров сокровищ» для детей старшей группы (5-6 лет)
Подготовила воспитатель: Климова Ирина Анатольевна Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная. Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие. Программные задачи: Образовательные:
• Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 7.
• Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.
• Закреплять знание геометрических фигур.
• Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток. Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям математикой. Методические приёмы: показ, вопросы, объяснение, игра. Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми в закреплении знаний детей, полученных на занятиях. Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Путешествие на остров сокровищ», карта - плакат с планом, фишки – магниты для карты, которые будут обозначать сделанное задание, конверты с заданиями в виде геометрических фигур, сундук, призы в виде шоколадных монет; раздаточный материал: двухцветная карточка, квадраты и круги, лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия. Вводная часть. Слайд 1 Организационный момент
- Сегодня к нам приехали гости, посмотреть, какие замечательные ребята посещают наш детский сад. Давайте поздороваемся? Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнется!
Здравствуйте!
Ребята, мы с вами сегодня отправимся на необитаемом острове, (Слайд 2), где живёт Пират Джек и его команда (Слайд 3).
Наша задача - найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями (Слайд 4).
Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Капитан Весельчак (Слайд 5), которого Пират Джек захватил в плен, поможет нам в поисках. А как, мы узнаем только после того, когда прочитаем его послание (Слайд 6).
А как мы доберемся до острова? Правильно, на корабле! Ну, что, поплыли? (Дети имитируют греблю вёслами). Основная часть
Вот мы и на острове. Посмотрите, это ведь карта – она будет указывать нам, правильно ли мы двигаемся. Каждый пройденный этап будем отмечать, чтобы не сбиться с пути. Ребята, обратите внимания на доску – здесь у нас задания от Капитана Весельчака. (Слайд 7). Карточка с заданием №1.
Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?
- Какое сейчас время года? (осень) (Слайд 8)
- А сколько всего осенних месяцев? (3)
- Перечислите все осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сегодня день недели? (вторник)
- А какой был вчера? (понедельник). Какой будет завтра? (среда)
- А сколько всего дней в неделе? (7)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в детский сад? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь (Слайд 9).
- Молодцы ребята, справились с заданием! Дети на карте отмечают пройденный этап. Карточка с заданием №2.
-Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд». (Слайд 10).
- Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право)
- Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая)
- Молодцы, и с этим заданием справились! Дети на карте отмечают пройденный этап. Карточка с заданием №3.
Ребята, чтобы быть сильными и храбрыми, нам предлагается выполнить следующее задание – немного зарядиться энергией. Физическая разминка Сколько точек будет в круге, (Слайд 11)
Столько раз поднимем руки (4).
Сколько елочек зеленых, (Слайд 12)
Столько выполним наклонов (3).
Приседаем столько раз, (Слайд 13)
Сколько бабочек у нас (3).
А притопнем столько раз, (Слайд 14)
Сколько ежиков у нас (4).
А прихлопнем столько раз, (Слайд 15)
Сколько белочек у нас(5).
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Карточка с заданием №4. [/b]
Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака.
- У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.
- На верхнюю полоску нужно положить 6 квадратов, (Слайд 16), а на нижнюю - на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску?). После выполнения появляется правильный ответ.
- Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 6 или 7?
- А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (добавить 1 квадрат).
Если убрать 1 круг, что еще можно сделать, чтобы фигур стало поровну? (убрать 1 квадрат).
-Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием! Дети на карте отмечают пройденный этап. Карточка с заданием №5.
- Здесь задание на листах, на внимательность (Слайд 17). Но сначала приготовим пальчики для работы. Пальчиковая гимнастика В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!
- У вас на столах у каждого лежат чистые листы и карандаши. Наше задание «Я ориентируюсь на листе бумаги». Нарисуйте в нижнем левом углу треугольник красного цвета; в правом верхнем – квадрат синего цвета; в правом нижнем – круг зелёного цвета; в левом верхнем – овал жёлтого цвета. А теперь проверим, правильно ли вы справились.
- Очень хорошо, справились. Дети на карте отмечают пройденный этап. Карточка с заданием №6.
Ребята, а теперь мы с вами отвлечемся и немного пофантазируем.
- Игра «Смешные цифры».
- На что похожи эти цифры? (ребята, отвечайте полными предложениями) (Слайды 18-23)
Дети на карте отмечают пройденный этап. Карточка с заданием №7.
- Ну, вот, ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку. Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Ребята, помогите мне. Давайте будем двигаться от доски вперед 5 шагов, вправо 3 шага, снова вперед 2 шага и, возможно, мы что-то найдём. (Находим замок на необитаемом острове. Из замка выходит пират Джек и в руках у него сундук с сокровищами). Заключительная часть Джек:
- Да, ребята, вы оказались намного умнее и хитрее, чем я думал, поэтому я принял решение отпустить на волю Капитана, который отправил вам все задания, и отдать вам этот сундук (Слайд 24). Воспитатель:
- Джек, сундук ведь закрыт. Джек:
- Ребята, я открою вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем вы сегодня занимались на занятии, что делали, чтоб найти сокровища? (Ответы детей)
Открывают сундук вместе с пиратом Джеком. (Слайд 25).
Вы заслужили эти сокровища, получайте – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы! Воспитатель:
До свидания, Джек! А нам, ребята, пора возвращаться обратно. Ну, что, поплыли!
Спасибо за внимание! (Слайд 26)
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему:
«Путешествие на остров сокровищ» для детей старшей группы (5-6 лет)
Подготовила воспитатель: Климова Ирина Анатольевна Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная. Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие. Программные задачи: Образовательные:
• Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 8.
• Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.
• Закреплять знание геометрических фигур.
• Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток. Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям математикой. Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми в закреплении знаний детей, полученных на занятиях. Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Путешествие на остров сокровищ», карта- плакат с планом, геометрические фигуры небольшого размера для карты, которые будут обозначать сделанное задание, конверты с заданиями в виде геометрических фигур, послание от капитана на А4, плоскостные пронумерованные заготовки камней , «пальмы» (различной высоты), двухцветная полоска, раздаточный материал (прямоугольники и овалы), сундук, призы в виде шоколадных монет. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Форма реализации (методические приёмы): использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент. Структура ОД
ОД проводилась с группой детей старшего возраста 5 - 6 лет, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие к острову. Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач. В заключительной части НОД детей ожидал сюрпризный момент (шоколадные монеты).
Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;
2. Наглядно-демонстрационный (геометр. материал) ;
3. Практический (рисование геометр. фигур)
4. Игровой (поиск сундука)
Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены. Для последующей работы с детьми и родителями раздала книжки – малышки с математическими задачками и загадками.
Презентация на тему: Путешествие на остров сокровищ
Здравствуйте,уважаемая Ирина Анатольевна!Интересное и увлекательное путешествие у вас получилось вместе с детьми.Презентация красочная и интересная с разнообразными заданиями.Много практического и игрового материала для детей.Голосую за вашу фантазию,творчество,дальнейших Вам успехов!
Здравствуйте! Методы разнообразные, поставленные задачи достигнуты. Казалось бы наши ежедневные задания (которые не только детям оскомину набивают, но и себе) благодаря выбранной форме организации деятельности превратилась в путешествие с играми и упражнениями.
Желаю дальнейших успехов.
С уважением, О.Ж.
Здравствуйте! Методы разнообразные, поставленные задачи достигнуты. Наши ежедневные задания (которые не только детям оскомину набивают, но и себе) благодаря выбранной форме организации деятельности превратились в путешествие. Не сомневаюсь, что детям было интересно на вашем занятии.
Желаю дальнейших успехов.
С уважением, О.Ж.