Познавательный игровой час в начальной школе
«Подводный мир Волги» для учащихся начальных классов
Автор: Сорокина Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №118, г. Самара
Описание. Данный материал предназначен учителям начальных классов, воспитателям, вожатым, педагогам дополнительного образования для внеурочной деятельности, проведения внеклассной работы с учащимися начальной школы и детьми детского сада.
Цель:организация досуга младших школьников.
Задачи:
-расширение знаний детей о жизни речных рыб;
-развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы;
-развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, умение работать в группе).
Оборудование:мультимедийная установка, презентация.
Подготовка.Несколько детей заранее разучивают стихи, басни. Заранее на занятиях прикладным творчеством изготавливаются сувенирные аппликации, рисунки, поделки в виде рыбок для подарков игрокам.
Ход мероприятия:
Ведущий:
–Ребята, в каком городе мы живём?
(в Самаре)
–На берегу какой реки расположился наш город?
(на берегу реки Волги)
–А всё ли вы знаете про обитателей нашей красавицы-реки?
–Кто знает, какие рыбы живут в Волге?
(Ответы детей записать. За верные ответы впоследствии при проверке вручить «жетоны»)
–Давайте проверим, правы ли вы. Предлагаю отправиться в подводное путешествие по Волге в районе города Самары. Наша научная экспедиция познакомится с речными обитателями, изучит их повадки и сделает выводы об их пользе. Надевайте воображаемые подводные костюмы, и мы погружаемся на дно реки.
Викторина.
–Почему по дну реки нельзя путешествовать без гидрокостюма?
(В воде недостаточное для дыхания человека количество кислорода)
–Как называется аппарат для погружения на глубину и исследования глубин?
(Акваланг или скуба — лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее погружаться на глубины до трёхсот метров; батискаф;подводный аппарат «Мир»)
–Какое количество человек вмещает батискаф?
(от одного до нескольких)
–Какое количество времени можно провести в подводном аппарате?
(1-2ч в акваланге, до нескольких месяцев - в батискафе, самое продолжительное погружение под воду — 69 дней. Рекорд установлен Ричардом Пресли в 1992г.) –Какова протяжённость Волги по Самарской области?
(Протяжённость Волги по Самарской области 210 км)
–Какой глубины Волга около города Самары?
(Средняя глубина Волги в судоходном русле в районе Самары 10-15м. Максимальная глубина до 25м)
(За правильные ответы даются фигурки «рыбок». В конце программы - памятные призы, которые можно сделать своими руками на одном из занятий прикладным творчеством)
–По своему разнообразию рыб Волга считается одной из богатейших рек России. В её водах обитает 76 видов и 47 подвидов рыб. Постоянно в Волге водятся: сазан, стерлядь, лещ, язь, судак, щука, налим, уклея, окунь, сом, елец, ёрш, синец, голавль, плотва, белоглазка, подуст, густера, жерех и др.
(Детям, которые в начале занятия дали правильные ответы вручить «фигурки «рыбок») (слайд)
– Про всех рыб мы сегодня узнать не успеем. Поговорим о самых распространённых.
–Отгадайте загадку.
У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котёл попала.
(Щука)
Хищная, пятнистая,
Ловкая и быстрая.
Если зазевался,
К ней на зуб попался!
Может даже цапнуть руку.
Угадали? Рыба - …
(щука) (слайд)
–Эта рыба водится только в пресной воде и имеет прекрасный аппетит на зависть всем детям. Гроза всех рыбок в округе, может даже скушать маленькую птичку, если та будет неосторожна. Не брезгует лягушками, раками, червями, успешно ловит молодняк водоплавающих птиц. В щучьих желудках находили также шерсть ондатр и бобров. Щуку не так просто обнаружить, ведь она отлично прячется. Коварные щуки – отличные охотницы за добычей, они владеют всеми навыками слежки и неожиданного резкого нападения. Хитрая щука почти никогда не промахивается.
(Заранее подготовленные дети читают стихи)
А. Гришин
Щука-рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.
Ю. Камышева
Т-с-ссс, ни звука! Рядом щука
Баламутит толщу вод.
Рыщет щука, ищет щука,
Рыщет-ищет, не найдёт!
Окунь! Ёрш! Пескарь-дружок!
Т-с-ссс, ни звука! Всем молчок!
Г. Терешкова
У речных проточных вод
Щука в заводи живёт,
Здесь зимой и летом тишь,
И растет густой камыш.
Над водой ольха склонилась,
Щука наша - затаилась.
Чуть прищурила глазок,
И попалась на крючок!
Е. Филиппова
Щука щучила щурят:
Мол, негодные, шалят.
Мол, попрятались в пруду.
Мол, никак их не найду.
Тут сердитый папа Щук,
Вдруг издал шипящий звук:
Хоть весь пруд прополощу,
А негодных отыщу!
Я шкодливым малышам
В камышах шалить не дам!
Шлёпал Щук щурят хвостищем,
Замутил вокруг водищу!
Не купаюсь я три дня:
Вдруг он шлёпнет и меня?
-Знаменитый баснописец И.А.Крылов
слайд) написал басню, где одной из героинь является щука.
- Давайте послушаем эту басню.
(Дети инсценируют басню «Лебедь,Щука и Рак».
–Следующая загадка.
От бычков, плотвы, уклеек,
Как хороший рыбовод,
Я пропалывать умею
Свой подводный огород.
(Судак)
На рыбалку я пошёл,
Место классное нашёл.
Да, хороший я рыбак!
Кто в моём садке?
(Судак)
Судак – это рыба чистых рек. Он очень болезненно переживает все загрязнения, сбросы неочищенных сточных вод и стремится уплыть в более чистые участки водоёма. Этих хищников можно ловить в любое время суток, но наибольшую активность они проявляют ночью, в вечерних сумерках и на утренней заре. Взрослые особи питаются мелкой белой рыбёшкой – уклеей, верховкой, плотвичкой, ротаном, гольцом, подустом, пескарями и др. Охотиться может как на дне, так и на поверхности. Судаки очень осторожны – в светлое время суток к берегу подходят редко. Их излюбленные места – коряжники, камни и прочие неровности на глубине 3-5 м на течении. Они стоят там, где можно спрятаться за какое-либо укрытие, где они поджидают свою жертву. Их главные конкуренты – щуки. Они охотятся на тех же рыб, что и судак. Между ними всегда происходят столкновения «за место под солнцем». Поэтому, как правило, в тех местах, где ловят много судака, щук обычно нет.
Б.Заходер
Жил да был один Судак -
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке,
Жил у бабушки на печке!
Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, хвалиться:
- До чего мне повезло!
Тут и сухо и тепло!
Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из реки!
Речка - это не квартира,
Там и холодно и сыро!
Не ходите, рыбы, в море -
В море вы хлебнете горя,
А у бабки на печи -
И блины и калачи!
Затопила бабка печь -
Калачей-блинов испечь.
И зажарился Судак...
А ведь мог бы жить,
Чудак!
Судак
- Эх, – вздыхали рыбаки, -
Разве это судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в пол-руки!
- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось пол-реки!
- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Жерех
Как ни странно, но эта хищная рыба относится к семейству “мирных” карповых. Правда, хищничать она начинает только по достижении двух-трёхлетнего возраста. В реках жерех питается разной рыбой, но более всего уклейкой. Во время охоты жерех производит такой шум, что его погоню за добычей принято называть "боем". Он подобно молнии врезается в стадо мелочи, оглушает жертву ударом сильного широкого хвоста, выпрыгивает из воды и падает обратно с большим шумом и брызгами, повторяя этот маневр несколько раз. Испуганная мелочь то там, то здесь выскакивает из воды, а он, развернувшись вниз по течению, подхватывает оглушённую жертву. За быстроту движения, способность выскакивать из воды и способ охоты жереха зовут «конём», «хватом», «гонцом». Выпрыгивая, он расправляет широкие твердые лучи хвостового и спинных плавников, за что его ещё называют шереспером. "Бой" жереха можно наблюдать с берега, вблизи перекатов и песчаных отмелей, где легче поймать мелкую рыбу. В реках жерех держится в одиночку. Летом обилие корма несколько меняет поведение и характер охоты жереха. Жерех держится и охотится значительными группами, выбирая обычно участки в местах резких изгибов реки, где образуются завихрения.
Сом
–Отгадайте загадку.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(сом)
Больших размеров достигает,
Усами рыба обладает,
И любит в ямах зимовать,
Так, как же рыбу эту звать?
(сом) (слайд)
Сом - крупнейший хищник наших водоёмов. У него удлинённое тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуёй, огромная голова. Пасть оснащена щётками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче — на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объёму и весу. Однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбёшка, моллюски и раки. В большинстве случаев сомы держатся в глубоких ямах, расположенных неподалеку от русла. Сомовьи ямы часто завалены упавшими деревьями, топляком и валежником. Всё это служит для него укрытием от сильного течения и одновременно местом засады. Сом не любит быстрого течения и выходит на основное русло только во время охоты.
А. Ясноокий
Рыба с мелкими глазами,
И с длиннющими усами.
Вечно спит на самом дне,
В тёмной, мрачной глубине.
Под корягой его дом,
Называют рыбу сом.
Сом
Сом задумался о том,
Как построить в речке дом.
Ус в раздумье крутит сом –
Кто б помог построить дом?
Потому что и сому
Очень трудно одному.
Л. Степанова
Однажды Лучик Солнечный
От Солнышка сбежал.
По облачкам и тучкам
Поутру ускакал.
Под радугой промчался
На фоне тёмных туч,
В дожде, искрясь, купался,
Весёлый желтый Луч.
Потом запрыгнул в речку,
И омут осветил.
Здесь, в илистом местечке
Сома он разбудил.
Сом старый улыбался:
«Какой чудесный день!»
И дальше Луч помчался,
Сминая ночи тень!
Налим
–Отгадайте загадку.
На реке живёт один
Очень странный господин.
Между рыбами чудак,
Всё он делает не так:
В холода ему не спится,
Ищет, чем бы поживиться,
А в жару, как нелюдим,
Под корягой спит…
(налим)
Потеплеет - чуть не плачу:
По весне, с уходом льдин,
От воды прогретой прячусь
Только я из рыб один.
(налим) (слайд)
Налим - единственный представитель семейства тресковых, обитающий в пресных водах. Это холоднолюбивая рыба, проявляющая активность при температуре воды не выше +10°С, поэтому в летнее время увидеть его практически невозможно. Налим - хищник, поэтому в рацион его питания входят мелкая рыба, раки, лягушки, черви, различные личинки. Обитает практически во всех водоемах с проточной водой, предпочитая глинистое и каменистое дно с неровностями.
Окунь
–Отгадайте следующую загадку.
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)(слайд)
Окунь обитает в чистой воде. Различают два вида окуней: травяников и глубинных окуней. Травяники – это мелкие окуни, живущие на заросших травами мелководьях. Они растут медленно и редко достигают веса более 200 г. Другое дело окуни глубинные, быстрорастущие. Это беспощадные хищники, с возрастом у них на спине вырисовывается горб, потому и получили они среди рыболовов имя горбачи. Окрас окуня очень яркий и красивый, у него тёмно-зеленая спина, зеленовато-жёлтые бока, которые испещрены 5–9 тёмными поперечными полосами. Первый спинной плавник сизый с большим чёрным пятном в задней его части, второй – зеленовато-жёлтый. Однако, окраска окуня меняется в разных водоёмах.
– Пора выходить на берег. Вот каких рыб мы обнаружили в нашей Волге. Кто запомнил, как они называются?
– А какое общее свойство объединяет всех перечисленных рыб?
(Они - хищники.)
– В чём польза этих рыб?
Полезные свойства рыбы.
Мясо речной рыбы очень вкусно и питательно, а печень налима считается деликатесом. Рыба - практически единственный продукт, который в большом количестве содержит такой набор жирорастворимых витаминов, как витамины А, С, D, Е и витамины группы В. Витамины А и Е повышают сопротивляемость организма инфекциям и предупреждают онкологические заболевания. А витамин D незаменим для укрепления костей. В пресноводной рыбе содержатся очень важные минералы: кальций и фосфор. Регулярное употребление рыбы укрепляет зубы и кости. Рыба, наряду с куриным мясом, является одним из лучших источников высококачественного белка, который содержит все необходимые для организма незаменимые аминокислоты. Молодые люди, которые с детства едят много рыбы, имеют больше шансов преуспеть в учёбе. Зависимость интеллекта от количества съеденной рыбы весьма значительна – на 6% повышаются зрительно-пространственные и речевые способности. И это от одного рыбного блюда в неделю! Ешьте рыбу хотя бы один раз в неделю и будьте здоровы!
– А ещё все эти рыбы любят чистую воду. К сожалению, в последнее время экологи всё чаще бьют тревогу: Волга сильно загрязняется в результате хозяйственной и социальной деятельности человека. (слайд)
Ученик:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
- Давайте беречь нашу любимую Волгу!
Ведущий:
– Ну а теперь мы поиграем.
«Рыбалка»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:
Рыбы:
– Что вы вяжете?
Рыбаки:
– Невод. ( имитируют движения)
Рыбы:
– Зачем?
Рыбаки:
– Рыбу ловить.
Рыбы:
– Какую?
Рыбаки:
– Щуку.(Сома, жереха, налима, судака и т.д.)
Рыбы:
– Ловите.
«Щука» бежит к рыбакам. «Рыбаки» берутся за руки и не пускают «щуку», ловят её. Если «щуке» удастся разъединить руки «рыбаков», разорвать сети, то «щука» уводит «рыбака» за собой.
«Уплыви от хищника»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
Ход игры. Из детей выбираются «щука», «сом», «жерех», «судак», «налим», «окунь». Они расходятся по разным краям площадки. Остальные дети -мелкие рыбёшки. Они свободно «плавают» по площадке. По команде ведущего «Щука!» (или «Судак!» и т.д.) ребёнок с этим названием ловит рыбок. Ведётся подсчет улова.
«Рыбаки и рыбки»
Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.
Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
«Сети»
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
Ход игры. Одни дети встают по кругу, взявшись за руки и подняв их вверх. Это сети. Другие - «рыбки» - снуют туда-сюда под руками. По сигналу водящего «Сети!» дети, стоящие в кругу, приседают и опускают руки. Кто не успел выбежать из круга, пойман в сети. Ведётся подсчет улова. («Лучшим» игрокам выдаются жетоны)
–Пришла пора подвести итоги.
(Награждение обладателей жетонов. У детей, имеющих большее количество жетонов, есть возможность выбрать себе подарок.)Презентация на тему: Подводный мир Волги
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы
Экологическая игра для 4 класса
Экологическая акция для младших школьников
Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения