Образовательная программа дополнительного образования «Текстильные куклы»
Рабочая программа клубного формирования «Текстильные куклы». Начальная школа
Возраст детей: 7-12 лет Срок реализации: 2 года
1. Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство - это область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и повседневном быту и художественную обработку улитарных предметов.
В декоративно- прикладном искусстве куклы - это произведение искусства, которые интересны всем и всегда. Они сближают детей всех возрастов. Раньше кукол было не так много как сейчас. Дети сами делали игрушки для своих игр или просили об этом своих родителей. Первые куклы появились вместе с человеком. Представляли собой уменьшенные копии, предметов, инструментов и т.д. Делали их из веток, сучков, хлебного мякиша и т. д. Со временем кукла превратилась в любимую детскую игрушку.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, куклы вызывают желание у детей узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие. Через них передается представление народа о красоте, добре и зле, предназначении человека.
Актуальность этой программы в том, что она помогает сформировать творческие способности у обучающихся. Воспитанники ставят перед собой задачу и решают ее самостоятельно. Именно эта самостоятельность и помогает развить творческий характер. Педагог лишь контролирует процесс творчества. Кукла, выполненная в различных техникахи из различных материалов, помогает детям развивать диалектическое мышление, способность соединять то, что кажется не соединимым. Дети не боятся придумывать новое и брать ответственность за свое решение. Кукла помогает ребенку развить воображение, фантазию и талант.
В результате, кукла, сделанная своими руками, ценностная и значима для детей и взрослых. Такой подарок неизменно возрастает в глазах детей. Многие хотели бы владеть умением и технологией изготовления куклы, которыми можно овладеть на кружковых занятиях.
В объединениепринимаются дети без ограничения и отбора, имеющие влечение к творчеству. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей (одновозрастные, разновозрастные).
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет. Продолжительность занятий в объединении 1 года– 144ч., 2 раза в неделю по два часа. Второй год обучения -144 ч., 2 раза в неделю по два часа.
2. Цели и задачи
Цель: Формирование практических умений и навыков в изготовлении кукол из различных материалов.
Задачи:
• Обучить детей различным техникам работы с материаломи, инструментами и приспособлениями, необходимыми в изготовлении кукол.
• Формировать представление о многообразии кукол, их возникновении и развитии.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать общую культуру и личные качества, необходимые для достижения высокого уровня мастерства. 3. Содержание
3.1. Содержание программы первого года обучения
Цель: Научить обучающихся работать с различными материалами.
Задачи:
• Обогатить представления детей о различных видах кукол;
• Научить работать с различными материалами;
• Развивать художественно творческие способности;
• Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Содержание
Вводное занятие
Знакомство с кружком. Просмотр презентации о работе кружка.
Организационные вопросы. Порядок и план работы. Общая инструкция по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с инструментами
Теория: Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении кукол. История появления кукол.
Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»
Теория: Знакомство с куклами закрутками. Этапы последовательности изготовления кукол.
Практика: Изготовление кукол закруток. Поэтапное выполнение кукол закруток.
Кукла«Мартиничка»
Теория: Знакомство с куклой «Мартиничкой». Этапы последовательности в выполнении куклы.
Практика: Поэтапное моделированиеи сборки куклы.
Куклы помпоны
Теория:Знакомство с куклами - помпонами. Этапы последовательности выполнения куклы.
Практика:Поэтапное моделирование и сборка куклы.
Подготовка эскиза куклы из бумаги
Теория:Знакомство с технологией объемного конструирования изделия из бумаги.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Конструирование изделия из бумаги по эскизу.
Забавная игрушка из бросового материала
Теория: Беседа о загрязнение окружающей среды человеком и об использовании вторичного сырья. Поэтапное последовательность выполнения куклы.
Практика:Конструирование игрушки из бросового материала.
Кукла из опилок
Теория: Повторение пройденного материала. Лепка куклы из опилок.
Практика: Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы.
Керамическая кукла
Теория: Знакомство с керамикой. Виды, свойства, состав керамики. Виды лепки. Виды кукол. Виды росписи.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы.
Кукла «Русская народная красавица»
(декоративная кукла)
Теория: Беседа об искусстве создания русского народного костюма. Знакомство с образцами традиционного русского костюма. Технология поэтапной последовательности выполнения куклы.
Практика:Конструирование декоративной куклы по технологическим картам. Декорирование одежды.
Кукла «Барыня-Сударыня»
Теория:Беседа об искусстве создания народного костюма. Закрепление знаний о традиционном русском костюме. Технология поэтапной последовательности выполнения куклы.
Практика: Конструирование куклы из пластиковой бутылки. Декорирование одежды.
Кукла «Веселый Петрушка»
Теория: Знакомство с секретами создания кукол«Веселый петрушка». Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика: Объемное моделирование куклы из ткани. Оформление куклы.
Кукла «Веснушки для подружки»
Теория: Беседа о разновидностях конструкций из ткани, о средствах выразительности, форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Веснушки для подружки»
Практика: Моделирование куклы «Веснушки для подружки» на основе образца.
Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»
Теория: Беседа о домашних духах, обрядовых куклах. Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика:Создание куклы «Домовой и Домовиха» из мешковины.
Кукла из перчаток и носочек
Теория: Беседа о второй жизни ненужных вещей (перчатки и носки). Поэтапное последовательность выполнениякуклы.
Практика: Конструирование игрушки из бросового материала
Перчаточная кукла
Теория:Знакомство с секретами создания перчаточной куклы. Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная последовательность выполнения куклы. Сборка куклы
Куклы из колготок
Теория: Знакомство с технологией изготовления кукол из колготок.
Практика:Моделирование куклы из колготок. Виды швов. Схемы (детали) кукол.
Кукла - панно
Теория: Беседа о видах панно, способах компоновки, закреплении всех деталей. Поэтапное выполнение панно.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы - панно по эскизу. Сборка деталей.
Игрушки-подушки
Теория:Беседа о разновидностях конструкции из ткани, о средствах выразительности: форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Игрушки – подушки»
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Выполнение игрушки-подушки по эскизу.
Куклы- марионетки
Теория: Знакомство с технологией изготовления куклы - марионетки.
Практика: Моделирование и конструирование куклы - марионетки. Сборка куклы - марионетки.
Кукла из папье-маше
Теория: Знакомство с техникой папье-маше, материалами и инструментами. Технология выполнения.
Практика:Создание рисунка (эскиза).Моделирование и конструирование куклы из папье-маше. Изготовление каркаса. Сборка деталей. Покрой одежды.
Промежуточная аттестация
Обучающиесявыполняют творческую работу по разработанному эскизу.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Воспитательная работа
Подготовка и участие в мероприятиях. Походы в краеведческий музей и на выставки. Предполагаемые результаты
Должны знать:
• Историю возникновения и развития кукол;
• специфику художественного оформления кукол;
• виды материалов (природные, бумага, картон, ткань, клей и т. д.);
• последовательность изготовления кукол: сборка, отделка;
• основные этапы оформления кукол;
• название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон), правила работы с ними;
• технологические операции и их последовательности;
• название и свойства материалов, которые обучающиеся используют в работе;
Должны уметь:
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению кукол;
• выполнять основные технологические операции по обработке материала;
• эстетично оформлять изделия;
• соблюдать технологию при выполнении различных видов кукол.
3.2. Учебно-тематический план
I год обучения
Наименование темы Количество часов
Всего Т. П.
1. Вводное занятие.....1ч.
2. Техника безопасности при работе с инструментами......1ч.
3. Куклы «Закрутки»......6ч.
4. Кукла «Мартиничка»......2ч.
5. Куклы - помпоны......10ч.
6. Кукла из бумаги......7ч.
7. Забавные игрушки из бросового материала......6ч.
8. Кукла из опилок......6ч.
9. Керамическая кукла......6ч.
10. Русская народная красавица (декоративная кукла)......5ч.
12. Кукла «Барыня-сударыня»......4ч.
13. Кукла «Веселый петрушка»......4ч.
14. Кукла «Веснушки для подружки»......4ч.
15. Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»......6ч.
17. Кукла из перчаток и носочек......5ч.
18. Перчаточная кукла......8ч.
19. Кукла из колготок......6ч.
20. Куклы - панно......7ч.
21. Игрушки-подушки......12ч.
22. Куклы- марионетки......12ч.
23. Кукла из папье-маше......12ч.
25. Итоговое занятие......4ч.
26. Промежуточная аттестация ......2ч.
27. Воспитательная работа......8ч.
Всего: 144 3.3.Содержание 2- года обучения
Цель: Развитие художественно- творческих способностей, навыков и умений
Задачи:
• Научить создавать образные куклы;
• Развивать творческие способности и трудовые навыки у обучающихся;
• Воспитывать умение работать в коллективе и потребность в духовных ценностях.
Содержание
Вводное занятие
Теория: Знакомство с текущим учебным планом на год. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с инструментами
Теория:Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении кукол.
Кукла «Осенняя красавица»
Теория:Беседа «О… как прекрасна эта осень!»
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) Выполнение куклы «Осенняя красавица» по эскизу
Куклы «Дамы – XVIII века»
Теория:Беседа о куклах и одежде XVIII века.
Практика: Поискхудожественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы «Дамы - XVIII века».
Кукла «Ведьма в Хэллоуин»
Теория: Беседа о кельтских народах, их обычаях.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) «Ведьма в Хэллоуин». Моделирование куклы «Ведьма в Хэллоуин» по эскизу.
Творческая мастерская «Подарки своими руками»
Практика: Изготовление кукол из различных материалов.
Мастерская Деда Мороза
Теория: Беседа «Как встречают Новый год в разных странах».
Практика: Изготовление новогодних сувениров.
Кукла «Влюбленная парочка»
Теория:Беседа «День Святого Валентина».
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) «Влюбленная парочка». Моделирование куклы «Влюбленная парочка».
Кукла «Масленица»
Теория: Беседа о зарождении древне - славянского праздника «Масленица»(проводы зимы).
Практика:Моделирование куклы «Масленица».
Театральная кукла
(в гостях у сказки)
Теория: Беседа о сказках и любимых сказочных героях.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы из различного материала.
Кукла «Весенняя красавица»
Теория: Беседа о весне.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы «Весна» по эскизу.
Промежуточная аттестация
Воспитанники выполняют творческую работу по разработанному эскизу.
Кукла «Клоун и клоунята»
Теория: Беседа о цирке, клоунах, акробатах и т. д.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование кукол -клоунят.
Кукла в русском народном костюме
Теория: Беседа об искусстве создание русского народного костюма. Закрепление знаний об образцах традиционного русского народного костюма.
Практика: Моделирование куклы в русском народном костюме.
Экскурсия на выставку
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Воспитательная работа
Подготовка и участие в мероприятиях. Походы в краеведческий музей и на выставки. Предполагаемые результаты
Должны знать
• историю возникновения различных праздников;
• название и свойства материалов,
• способы достижения характерной выразительности куклы;
• специфику художественного оформления кукол;
• свойства материалов;
• оборудование и технологию обработки материалов;
• различные приемы и техники изготовления кукол.
Должны уметь:
• применять теоретические знания в творческой работе с конкретным материалом;
• разрабатывать несложные тематические модели (от идеи до замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы в изготовлении кукол;
• выполнять основные технологические операции по обработке материала;
• соблюдать традиции при выполнении различных видов кукол;
• последовательно вести работу от эскиза до готового изделия,
• владеть композиционными и колористическими приемами. 3.4.Учебно-тематический план
II год обучения
Наименование темы Количество часов
1. Вводное занятие......1ч.
2. Техника безопасности при работе с инструментами......1ч.
3. Кукла «Осенняя красавица»...... 10ч.
4. Куклы «Дамы – XVIII века»......12ч.
5. Кукла «Ведьма в Хэллоуин».......12ч.
6. Творческая мастерская «Подарки своими руками»......10ч.
7. Мастерская деда Мороза......11ч.
8. Кукла «Влюбленная парочка»......13ч.
9. Кукла Масленица......13ч.
10. Театральная кукла (в гостях у сказки)......11ч.
11. Кукла «Весенняя красавица»......11ч.
12. Промежуточная аттестация......2ч.
13. Кукла «Клоун и клоунята»......12ч.
14. Кукла в русском народном костюме......13ч.
15. Экскурсия на выставку......2ч.
16. Итоговое занятие......2ч.
17. Воспитательная работа......8ч.
Всего: 144 4. Методическое обеспечение
Основной формой работы с детьми являются учебные занятия. При организации учебно-воспитательного процесса используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.
Для стимулирования интереса к обучению используются нетрадиционные формы проведения занятий: открытые уроки, внеурочные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, педагогическая дискуссия, ролевая игра, мини - выставки, участие в городских и областных выставках, конкурсах.
Настоящая программа использует основные методы обучения:
• вербальные (рассказ, беседа);
• наглядные (демонстрация; посещение различных выставок, методические карты, шаблоны, образцы изделий, фотоархив);
• практические (осознанное выполнение кукол; навыки компоновки композиций;
• создание эскизов);
• репродуктивный (закрепление; повторение раннее изученного материала);
• иллюстративный (таблицы, схемы, иллюстрации книг, рисунки, карточки, открытки, фотоархивы).
Интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность обеспечивают педагогические технологии, которые используются на занятиях: личностно – ориентированные, игровые, тестовые.
Программа обеспечена дидактическим материалом: программа MicrosoftOfficePowerPoint (презентации о куклах). 5. Материалы и оборудование Материалы:
• ткань: хлопчатобумажная, шерстяная, лубяная, шелковая, натуральный и искусственный мех и т.д.;
• нитки: № 30, № 40 – для шитья, мулине – для вышивки, шерстяная пряжа – для изготовления волос, травяной шпагат;
• отделочные материалы: тесьма, ленты, кружево, пуговицы, бисер, бусинки, синтетическая пленка, искусственная кожа;
• готовая фурнитура: глазки, носики животных;
• набивочный материал: серая техническая или белая медицинская вата, синтепон, ватин, отходы кроя (обрезки ткани и меха);
• бумага: картон - для изготовления лекал, калька – для перевода орнаментов;
• проволока для изготовления каркаса (алюминиевая или медная);
• флизелиндвусторонний для склеивания деталей кроя;
• клей ПВА, карандашный, «Момент» - для склеивания мелких деталей из ткани. Инструменты:
• ножницы, длина лезвий 110-170 мм;
• иголки;
• сантиметровая лента;
• портняжный мелок для обводки выкройки;
• булавки для скрепления деталей;
• циркуль для изображения окружности;
• кусачки для откусывания металлической проволоки,;
• утюг. 6. Список литературы для педагога
1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В., « Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества», учебно методическое пособие Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
2. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология изготовления. М.Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М. Профиздат, 2000.
3.Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок»,М. Профиздат, 2007.
4. Воробьева О. Я., «Декоративно прикладное творчество. 5 – 9 классы: традиционно народные куклы». Керамика.Волгоград: Учитель, 2009.
5. Вакуленко Е.Г., « Народное декоративно- прикладное творчество: Теория, история, практика» Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
6. Горяева Н. А., Островская О. В. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебное пособиедля 5 класса общеобразовательныхучреждений.
7. Зайцева О. « Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол М.: АСТ; СП: Астрель, 2010
8. Островская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003.
9.И. Страдитти «Делаем куклы». Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. .
10. Силецкая И.Б., « Мягкая игрушка: Герои любимых сказок своими руками», М.: Эксмо, 2009.
11. История кукол Список литературы для обучающих
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО Издательство «ДОМ. XXI века», 2007.
2. Бондаренко Т.В., « Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления», М.: Полиграфиздат, 2009.
3.В. Войдинова «Куклы в доме» М.: Профиздат, 2000.
4. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок», М.: Профиздат, 2007.
5 Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуар для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010.
Скачать Образовательная программа дополнительного образования «Текстильные куклы»
Ирина Олеговна, примите мой голос в поддержку очень нужному и интересному ремеслу. Ждем от Вас мастер-классы по изготовлению кукол. Успехов Вам в Вашем творчестве!
Здравствуйте, Ирина Олеговна! Спасибо большое за приглашение. Замечательная программа, которая очень эстетично и грамотно оформлена. Очень интересно было бы посмотреть, что у Вас получилось.
Здравствуйте, Ирина Олеговна!
Интересная и разнообразная программа Вами представлена. Хотелось бы что-то из продуктов творчества увидеть.
Художники любят рассматривать, если уж нельзя подержать в руках
ГОЛОС!
Добрый вечер, Ирина Олеговна! Ваша рабочая программа клубного формирования «Текстильные куклы» грамотно оформлена, все этапы программы прописаны. Мне очень понравилось разнообразие изготовления кукол в разных техниках.Поэтому Вам смело можно назвать Вашу программу по - простому "Изготовление кукол в разных техниках". Ведь у Вас не только текстильная кукла,есть куклы из папье - маше,из бумаги, из опилок и другое. Примите голос № 4.
Добрый вечер, Ирина Олеговна!Какую грандиозную работу вы проделали! Работа грамотно оформлена: пояснительная записка,цели, задачи, содержание. Какое разнообразие кукол! С удовольствием познакомлюсь с мастер классами по изготовлению текстильных кукол. Ваша работа не только интересная, но и важная: так вы прививаете интерес и любовь к родной культуре. Молодцы!
Здравствуйте, Ирина Олеговна! Спасибо большое за приглашение! Очень понравилась предложенная Вами образовательная программа! Проделана большая, грандиозная творческая работа! Материал грамотно оформлен. Поражает количество техник. Творческих успехов! голос
Здравствуйте, Ирина Олеговна, спасибо за приглашение. Предложенная Вами образовательная программа составлена методически правильно, чувствуется основательная разработка каждого пункта плана. Все оформлено грамотно и творчески. Мне очень понравилось. Всего доброго, успехов в реализации всех своих идей.
Здравствуйте, Ирина Олеговна!
Благодарю за приглашение на знакомство с образовательной программой клубного часа по изготовлению кукол.
Грамотно, профессионально, соответствует стандартам.
Коллегам в помощь.
Спасибо. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Ирина Олеговна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с Рабочей программой клубного формирования «Текстильные куклы». Масштабно! Идея просто замечательная! Ещё бы картинок добавить в публикацию, чтобы легче воспринимался материал. А так хороший опыт для коллег, грамотно оформлен.
Примите мой голос за ВАШ ТРУД, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Здравствуйте, Ирина Олеговна!Благодарю за приглашение. Ваша рабочая программа дополнительного образования «Текстильные куклы» грамотно оформлена, все этапы программы прописаны. Примите голос.
Здравствуйте, Ирина Олеговна! Спасибо большое за приглашение. Замечательная программа, которая грамотно оформлена. Соблюдены все требования к оформлению материала. Успехов вам в реализации своих планов. Голос!