Конспект непосредственно образовательной логопедической деятельности по теме: Звук и буква «О». Старшая группа
Конспект непосредственно образовательной логопедической деятельности по теме: «Звук и буква «О». Звук «О» в средней позиции односложного слова».
Автор: Нестерова Ирина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ ДС № 37, г. Кузнецк Пензенской области. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной логопедической деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по теме «Звук и буква «О». Выделение и определение гласного звука в средней позиции односложного слова». Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных логопедических пунктов, логопедических групп в работе с детьми с речевыми нарушениями, воспитателям средних, старших и подготовительных к школе групп и с нормой речевого развития, педагогам дополнительного образования, занимающихся подготовкой детей дошкольного возраста к школе. Данный конспект по подготовке к обучению грамоте направлен на развитие умения определять гласный звук в односложном слове, развитию фонематических процессов, развитию высших психических функций. Используемый педагогом гибкий переход от самостоятельной игровой деятельности к групповой непосредственно образовательной логопедической деятельности, динамичная смена видов деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО. Использование в конспекте разделов «содержание деятельности педагога» и «содержание деятельности детей» позволит использовать содержание деятельности в виде технологической карты. Форма работы: групповая (6-10 воспитанников). Возраст детей: воспитанники – 6 лет – 7 лет дошкольного логопедического пункта. Речевой статус: фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Время деятельности: 30 минут. Оборудование: кубики с изображениями букв, обозначающих гласные и согласные звуки; индивидуальные зеркала (6 шт.), наборы предметных картинок, игра «Собери цветок», мультимедиа, презентация «Звук «О»» или картинки, текст стихотворения «Звук «О» из пособия Кузнецовой Е.В., Тихоновой И.А. «Ступеньки к школе, шарики су-джок (7 шт.), мяч, тетради в клетку (6 шт.), простые карандаши (6 шт.), шнурки (6 шт.), карточка с изображением буквы «О», рисунок с зашумленными и наложенными друг на друга буквами из числа изученных, магнитные буквы, «Чудесный мешочек, картинки – изображения угощения (конфеты трех размеров). Цель: развитие умения выделять и определять гласный звук в средней позиции односложного слова. Задачи: 1)коррекционно-образовательные: познакомить со звуком и буквой «О», упражнять в выделении и определении гласного звука в средней позиции односложного слова; упражнять в соотнесении зрительного и слухового образа букв; печатании и чтении буквы, звукосочетаний, прямых и обратных слогов; активизировать и расширять словарный запас; 2)коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы; внимание, мышление, память, связную речь; общую и мелкую моторику, чувство ритма, умение соотносить движения с текстовым сопровождением; 3)коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать. Предварительная работа:
1)Знакомство со звуками и буквами «А», «У», «И», «П», «Т», «К», «М».
2)Выделение и определение позиции гласного звука в прямых и обратных слогах, в начальной и конечной ударной позиции в слове.
3)Обучение выделению и определению гласного звука «А» в средней позиции односложного слова в словах типа «МАК».
4)Печатание и чтение звукосочетаний из 2-3 гласных, прямых и обратных слогов, односложных слов звуковой структуры «согласный, гласный, согласный». Ход деятельности:
I. Вводно-организационный этап (4 минуты).
Цель: активизация знаний воспитанников о гласных звуках. Содержание деятельности педагога. Педагог вносит кубики.
Упражнение «Найди кубики с гласными буквами».
В корзине лежат кубики с изображением гласных букв А, У, И, согласных букв П, Т, К, М. Педагог предлагает каждому воспитаннику выбрать кубик с буквами, обозначающими гласные звуки. Педагог: Лена, кубик с какими буквами ты выбрала и почему? Педагог опрашивает всех воспитанников, добиваясь грамотной, полной формулировки ответа. Педагог: Дайте характеристику гласным звукам. Педагог, опрашивая каждого воспитанника, добивается полной, четкой формулировки ответа; оценивается уровень овладения терминологической лексикой, степень самостоятельности высказывания, его логичность, грамматическое оформление. В процессе выполнения задания отмечаются успехи каждого воспитанника. Содержание деятельности воспитанников:
Гибкий переход от самостоятельной игровой деятельности к групповой непосредственно образовательной логопедической деятельности.
Каждый воспитанник выбирает кубик и проходит с ним на свое место. Воспитанница: Я выбрала кубик с буквами а, о, у, потому что они обозначают гласные звуки. Воспитанники упражняются в построении сложноподчиненного предложения, закрепляют терминологическую лексику; повышается интерес и познавательная активность. Воспитанники называют признаки гласных звуков. Примерные ответы детей: Гласные звуки поются, тянутся; когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; они состоят только из голоса и обозначаются фишкой красного цвета.
При отсутствии полного ответа воспитанники дополняют ответы друг друга.
II. Основной этап (23 минут)
Цель: знакомство со звуком и буквой «О», упражнение в выделении и определении гласного звука в средней позиции односложного слова.
II.1. Знакомство со звуком «О».
Упражнение. «Угадай, какой звук хочу произнести».
Содержание деятельности педагога.
Знакомство с темой деятельности по результатам упражнения. Педагог показывает артикуляцию одного из гласных звуков, без проговаривания, а дети угадывают звук. Педагог показывает артикуляцию нового звука (звука «О»). Педагог: Как вы думаете, какой новый звук я «загадала»? Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
Уточнение артикуляции звука «О» перед зеркалом.
Характеристика звука «О». Сравнение артикуляции и характеристики звуков «О» и «У», «О» и «А», «О» и «И».
Произнесение звука с разной длительностью: длительно, коротко, интонацией: грустно и радостно Педагог обобщает знания воспитанников о новом звуке «О»: Какой звук «О»? Что мы узнали о нем? Содержание деятельности воспитанников: Дети угадывают звук по беззвучному показу артикуляции гласного звука педагогом. Развиваются внимание, моторная и слуховая память, мышление. Воспитанники на основе имеющихся фонетико-фонематических представлений высказывают предположения о новом звуке.
Воспитанники совместно с педагогом подключают к артикуляции звука голос и проверяют правильность предположений. Воспитанники по результатам упражнения самостоятельно определяют и формулируют тему НОД. Воспитанники уточняют артикуляцию звука «О» перед индивидуальными зеркалами, закрепляют терминологическую лексику, называют признаки гласных звуков, сравнивают звук «О» с ранее изученными гласными, выделяют общие и отличительные признаки гласных «А», «У», «И», «О». Воспитанники развивают просодическую сторону речи. Воспитанники делают вывод: При произнесении звука «О» губы вытянуты вперед, округлены. Звук «О» гласный, потому что поется, тянется; когда мы его произносим, воздух выходит свободно, не встречая преград; звук состоит только из голоса. Звук «О» - гласный, цвет у фишки – красный.
II.2. Упражнение в выделении гласного звука в слове.
Игра «Собери цветок».
Цель: упражнять в выделении гласного в слове, учить работе в паре. Примерный набор картинок: ослик, облако, овощи, осень, кольцо, крыльцо, яйцо, лицо, кот, дом, сом, лось, лук, мак, жук, аист, утка, игла, кит, тигр. Содержание деятельности педагога. Педагог: У каждой команды красная серединка цветка, обозначающая гласный звук «О». Ваша задача – подобрать к ним нужные лепестки: картинки, в названии которых, есть звук «О».
Во время работы педагог следит за правильным называнием картинок; при затруднениях просит воспитанника произнести слово так, чтобы был слышен гласный, или произносит сам, а воспитанник повторяет. Педагог создает ситуации, в которых необходима помощь «напарника», обеспечивает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.
После окончания работы педагог предлагает командам проверить правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль). Педагог подводит итоги, оценивает работу с точки зрения правильности, темпа работы, характера взаимоотношения в паре.
Данная форма работы позволяет педагогу оценить уровень усвоения учебного материала, способствует развитию связной речи, усвоению грамматических категорий. Содержание деятельности воспитанников. Воспитанники работают в парах, подбирая к серединке цветка лепестки с картинками, в названии которых присутствует указанный гласный. Каждая команда выкладывает свой цветок на своем столе.
В игре воспитанники упражняются в выделении гласного из слова, развивается слуховое внимание.
В процессе работы воспитанники учатся работать вместе, помогать друг другу, элемент соревнования активизирует воспитанников. Воспитанники проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Педагог в это время проверяет правильность выполнения задания у всех команд.
Далее педагог предлагает одному воспитаннику из «проверяющей» команды оценить работу «соперников». Примерные ответы воспитанников: Мы проверяли работу Саши и Артема, которые собирали цветок с гласным «О». Они выбрали картинки: облако, дом, кот, крыльцо. Картинка с изображением лука была выбрана неправильно, потому что в этом слове гласный звук – «У».
В процессе взаимного контроля у воспитанников формируется чувство ответственности, и появляется возможность сравнить звук с другими гласными в составе слова.
Упражнение в определении гласного звука в средней позиции односложного слова.
Игра «Помоги Тому найти гласный звук».
Цель: Выделение и определение звука «О» в средней позиции односложных слов, определение позиции звука «О» на схеме слова с помощью звукового символа - фишки красного цвета. (Приложение: презентация «Звук «О» или картинки). Содержание деятельности педагога. Педагог: А теперь я приглашаю вас к экрану. Кто пришел с нами поиграть? Какой Том, грустный или радостный? Как вы думаете, почему он грустный? Он никак не может найти гласный звук в своем названии. Научим Тома выделять в слове гласный звук? Как мы выделяем гласный звук голосом? Какой гласный мы слышим в слове «ТОМ»? Где находится гласный звук «О»? Который по счету звук «О»? Какой звук мы слышим в середине слова? Как мы отмечаем на схеме гласные звуки? Фишку какого цвета используем для обозначения гласных? В который квадратик из трех на схеме мы поместим красную фишку? Почему в средний квадрат схемы? Педагог предлагает каждому воспитаннику определить позицию звука на схеме слов «СОК», «СОМ», «ДОМ», «КОМ», «ТОМ», «КОТ» по картинкам на экране.
А затем проверить правильность своего ответа, сверив с ответом на экране (навыки самоконтроля).
После определения позиции звука «О» в словах, педагог обращается к воспитанникам. Педагог: Почему Том стал радостным? Чему мы научили Тома?
После проверки педагог предлагает каждому учащемуся составить с каким-либо из слов предложение (следит за отсутствием повторений и стереотипности оформления предложений). Каждое предложение оценивается сверстниками и педагогом. Содержание деятельности воспитанников.
Воспитанники усаживаются у экрана мультимедиа на ковре. Примерные ответы воспитанников: На экране Том, почему то он грустит. Как вы думаете почему? Воспитанники высказывают предположения о причинах грустного настроения мальчика. Воспитанники выделяют голосом гласный звук «О», произносят его протяжно, длительно. Воспитанники упражняются в определении гласного звука «О» в средней позиции односложных слов. Примерные ответы воспитанников: В слове «Том» слышим гласный звук «О». Звук «О» находится в середине слова, второй по счету. В середине слова мы слышим звук «О». Обозначаем на схеме фишкой красного цвета. Помещаем фишку в средний квадрат схемы, потому что звук «О» звучит в середине слова.
Таким образом, воспитанники упражняются в определении гласного звука «О» в средней позиции односложных слов «СОК», «СОМ», «ДОМ», «КОМ», «ТОМ», «КОТ» по картинкам на экране. Воспитанники, по очереди, сверяют свой ответ со схемой слова на экране. Воспитанники составляют простые и сложноподчиненные предложения.
У воспитанников совершенствуется грамматический строй речи. Воспитанники учатся грамотному построению предложения, адекватно оценивать свои высказывания и высказывания других, аргументируя свой ответ. Данный вид работы способствует формированию у воспитанников навыков самостоятельной работы, повышает интерес к занятиям.
Физкультминутка «Поймай мяч, назови слово со звуком «О»».
Цель: предупреждение утомления, развитие общей моторики. Содержание деятельности педагога. Педагог, бросая мяч учащемуся, просит назвать слово с указанным гласным. Содержание деятельности воспитанников. Воспитанник, поймавший мяч, подбирает слово с указанным гласным.
Во время игры снимается статическое напряжение, поднимается настроение, развивается моторная ловкость.
II.3. Знакомство с буквой «О».
Упражнение «Буква «О»».
Цель: Знакомство с графическим образом буквы «О». Содержание деятельности педагога.
Чтение стихотворения. Педагог:
В этой букве нет угла,
До того она кругла,
Потому она кругла.
Покатиться бы могла.
На какие предметы похожа буква «О»? Содержание деятельности воспитанников. Воспитанники рассматривают изображение буквы «О» на карточке, слушают стихотворение, выделяют основные характеристики буквы: отсутствие углов. Воспитанники сравнивают букву «О» с предметами окружающего мира.
У воспитанников развиваются творческие способности, внимание, мышление, навыки сопоставления, воображение, умение грамотно выстраивать предложения, адекватно оценивать свои высказывания и высказывания других, аргументируя свой ответ.
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнения с шариком су-джок.
Содержание деятельности педагога. Педагог: Еще буква «О» похожа на шарик (раздает воспитанникам шарики су-джок). Педагог: Эти шарики нам помогут нам запомнить букву «О». Педагог: Шарик я в руке сожму (шар спрятан в правой ладошке).
И за спинку уберу (убираем руку за спину).
Шар сожму в другой руке (перекладываем шарик в левую руку за спиной).
Покажу, дружок, тебе (шар в левой ладошке перед собой).
Шар колючий, словно еж (лежит на левой ладошке).
Колит пальчики, ладонь (ведем по пальцам, ладони).
Говорит: "Меня не тронь" (катаем шарик между ладоней). Содержание деятельности воспитанников. Воспитанники выполняют упражнения, проговаривая текст.
Данный вид работы способствует стимуляции кровоснабжения сосудов кистей рук, развитию мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением.
II.4. Первичное закрепление нового материала.
Выкладывание буквы «О» из шнурка.
Игра «Чудесный мешочек».
Нахождение на ощупь буквы среди букв магнитной азбуки. Вычленение элементов буквы.
Упражнение «Узнай букву».
Нахождение буквы «О» среди зашумленных и наложенных друг на друга букв.
Чтение и печатание буквосочетаний буквы «О»
рядом со столбцом из ранее изученных букв. Цель: учить ориентировке в тетради, аккуратности, упражнять в соотнесении слухового, кинетического и зрительного образа букв; упражнять в чтении буквосочетаний из 2-3 гласных, прямых и обратных слогов с согласными звуками. Содержание деятельности педагога.
Во время работы педагог подходит к воспитанникам с целью оказания помощи или, учитывая темп работы, предлагает дополнительный индивидуальный материал; контролирует самостоятельность работы воспитанников, правильность оформления.
Во время работы педагог следит за поведением воспитанников в целях своевременного разрешения конфликтных ситуаций. Содержание деятельности воспитанников.
Воспитанники выкладывают букву из шнурка.
Воспитанники находят букву на ощупь среди букв магнитной азбуки.
Воспитанники находят букву среди зашумленных и наложенных друг на друга букв. Обводят пальцем изображение буквы по контуру.
В процессе работы формируются навыки самостоятельной работы, закрепляются слуховой, зрительный и кинетический образы букв.
Воспитанники печатают в столбик букву «О» в тетрадях рядом с напечатанными в столбик ранее изученными буквами.
Воспитанники по цепочке читают буквосочетания из 2-3 гласных, прямых и обратных слогов с согласными звуками.
У воспитанников формируются навыки печатания и чтения буквосочетаний и слогов. В процессе работы формируются графические навыки, умение ориентироваться в тетради.
Игра «Звуковой поезд».
Цель: упражнять в выделении и определении позиции звука «О» в словах, группировки картинок в соответствии с позицией звука «О» в слове. (Приложение: презентация «Звук «О» или картинки). Примерный набор картинок: ослик, осень, овощи, осы, кольцо, пальто, яйцо, колесо, кот, стол, сом, сок. Содержание деятельности педагога. Педагог: На экране Звуковой поезд, у которого есть три вагончика. В каждом вагончике три окна, одно из них выделено красным цветом и обозначает место звука «О» в слове. Ваша задача распределить картинки по вагонам Звукового поезда.
В процессе работы педагог предлагает проверить воспитанникам правильность выполнения задания друг у друга (взаимоконтроль), обеспечивает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.
Педагог подводит итоги, оценивает работу с точки зрения правильности, темпа работы, характера взаимоотношения в группе. Данная форма работы позволяет педагогу оценить уровень усвоения учебного материала, способствует развитию связной речи, усвоению грамматических категорий. Содержание деятельности воспитанников.
Воспитанники интонационно выделяют звук «О» в словах, распределяют картинки в вагончики в зависимости от позиции звука «О» в слове. Примерные ответы воспитанников: Картинку с осликом я помещу в первый вагончик, потому что в слове «ослик» звук «О» звучит в начале слова.
В игре воспитанники упражняются в выделении гласного из слова, определении его позиции в слове, на схеме слова. Развивается слуховое внимание, фонематический слух. Воспитанники проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Примерные ответы воспитанников: Я думаю, что Артем правильно поместил картинку с осликом в первый вагон, потому что в этом слове звук «О» звучит в начале слова. Саша неверно поместил картинку с осенью в средний вагон, в слове «осень» звук «О» - в начале слова, а в среднем вагоне – картинки со звуком «О» в середине слова.
В процессе взаимного контроля у воспитанников формируется чувство ответственности, и появляется возможность сравнить разные позиции звука в слове.
III. Заключительный этап (3 минуты).
Цель: Подведение итогов, развитие навыков обобщения, оценивания и самооценки. Содержание деятельности педагога и воспитанников.
Педагог обобщает знания детей, подводит итог деятельности. Педагог: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой буквой обозначается звук «О»? Как еще можно обозначать звук «О»?
Педагог отмечает успехи каждого воспитанника, подводит итог всей деятельности. Каждому воспитаннику дается возможность оценить свою работу. Воспитанникам предлагается выбрать одну из картинок с изображением угощений - конфет трех размеров. Педагог: Если со всеми заданиями справились легко и быстро, возьмите большую конфету. Если затруднялись, возьмите конфету поменьше. Если было очень трудно, возьмите маленькую конфетку. Воспитанникам предлагается закончить предложение: За свою работу я возьму конфету большую (среднюю, маленькую), потому что… Педагог отмечает успехи каждого воспитанника, подводит итог всей деятельности. Данная форма работы позволяет формировать элементарные навыки самооценки.
Большое спасибо за развернутый и подробный конспект. Особенно понравился заключительный этап с презентацией! Определение места звука в слове дается детям всегда с трудом, но наглядные и игровые приемы во многом облегчают эту задачу.
Добрый вечер, Ирина Владимировна! Все поставленные дидактические и коррекционно-развивающие задачи поставленные Вами, думаю полностью реализованы. Много интересных заданий и игр прослеживается в ходе содержания конспекта. Этапы логично-продуманы, последовательны, вовремя проведена динамическая пауза. Спасибо за предоставленный материал, примите голос!
Добрый вечер Ирина Владимировна!Спасибо за приглашение и за представленный материал!Всё последовательно, интересно, занимательно. Задания построены так, что материал тщательно прорабатывается. Большое спасибо!Голос.
Спасибо за приглашение! Внимательно прочитала вашу работу. Вы подготовили объёмный и сложный материал с интересными заданиями и играми доступные для детей 5,6,7 лет. Игра "Чудесный мешочек" так же развивает и мелкую моторику, что на мало важно. Динамичная смена видов деятельности не отпустит детей до конца занятий. Спасибо Вам за познавательный конспект. Желаю успехов в работе! + голос.
Ирина Владимировна, добрый вечер! Познакомилась с очень подробным и насыщенным конспектом. Все части занятия проработаны, выдержаны во времени, обоснованы. Используются ТСО - мультимедийная установка. Прием взаимного контроля позволяет воспитанникам проводить сравнение разных позиций звука О в словах. В ходе данного занятия развивается самооценка ребенка, что является одним из результатов работы педагога. Спасибо. +1!
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Спасибо за приглашение. Замечательное занятие. Цель и задачи решены в полном объеме, благодаря используемых Вами методов и приемов, соответствующих заявленному возрасту. Дальнейших творческих успехов! голос
Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме для детского восприятия.Замечательное занятие. Интересные приемы использованием ИКТ. Спасибо за материал!
Ирина Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на занятие, которое мне очень понравилось. Очень насыщенное, содержательное, с очень интересными формами работы и играми. Есть чему поучиться и взять себе на заметку. С удовольствием голосую за вашу публикацию. Удачи!
Здравствуйте, спасибо за приглашение Ирина Владимировна! Очень подробно и содержательно Вы составили свой конспект.Столько разных методов и приёмов вы используете в работе.Частая смена деятельности не даст устать детям, и сделает образовательную деятельность интересной и увлекательной.
СУПЕР!!!Много интересных заданий и игр прослеживается в ходе содержания конспекта. Этапы логично-продуманы, последовательны, вовремя проведена динамическая пауза. Спасибо за предоставленный материал, примите голос!
Огромная благодарность всем ответившим на приглашение познакомится с моей работой. Большое спасибо за аналитический комментарий и высокую оценку моего труда. Приглашайте в свои блоги, буду рада познакомится с вашими работами и продолжить общение. С уважением Ирина Нестерова.
Занятие очень хорошо,тщательно продумано и подготовлено.Интересные задания.Презентация проведена красочная.С удовольствием побывала на вашем занятии.Голос.