Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя дефектолога

Из опыта работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению неслышащих дошкольников
Цель, к которой я стремлюсь в своей работе по развитию слухового восприятия и обучению произношению, является формирование и развитие у слабослышащих детей навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.
Дошкольный период является диагностическим по отношению к выявлению слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, уточняется состояние тонального слуха дошкольников, их возможности восприятия речи на слух.
В процессе развития слухового восприятия детей вначале учу реагировать на разнообразные звуки (неречевые и речевые), т.е. обнаруживать наличие звука. Научив четко реагировать на разнообразные звуки, далее учу детей различать на слух звучания игрушек, слов, словосочетаний, фраз. Различение звучаний происходит при определенном наглядном выборе: перед ребенком находятся либо игрушки, звучание которых в настоящее время различается (например: при выборе из двух: барабан и гармонь), либо предметы, картинки , таблички, соответствующие словам, фразам, различаемым ребенком на слух (например: при выборе из 3-х: дом-рыба-собака).
После того, как дети научатся различать на слух первые слова и фразы, я их учу опознаванию на слух. Со второй половины третьего года обучения необходимо начинать учить воспринимать незнакомый на слух речевой материал.
Т.е. содержанием моей работы по развитию слухового восприятия являются: выработка условной реакции на звук, обучение восприятию на слух неречевых звучаний, обучение восприятию на слух речевого материала.
Выработка условной реакции на звук.
Здесь я учу ребенка реагировать на звучание неречевых сигналов и речи определенными действиями, например, собирать пирамидку, перекладывать палочки. Но сначала я учу выполнять действие, воспринимаемое зрительно (например, по поднятию флажка хлопать).
Выработку реакции на звук начинаю на материале неречевых звучаний. Первую звучащую игрушку беру – барабан. На звучание барабана ребенок топает и произносит: ТАТАТА. Убедившись, что ребенок правильно реагирует, увеличиваю расстояние. Интервалы между ударами делаю различными. Аналогично использую и другие звучащие игрушки: бубен – хлопать, говорить ПАПАПА, шарманка – петь ААА, дудка – У, или ДУ-ДУ, гармонь – пританцовывать, петь ЛЯ-ЛЯ. Не все дети хорошо воспринимают свисток, металлофон, шарманку. Эти игрушки подношу к уху на расстояние 15-20 сантиметров.
Когда ребенок научился реагировать на музыкальные игрушки, начинаю вырабатывать у него условную реакцию на звучание речевых сигналов - словосочетаний: папапа, пупупу. Произнося на ухо слогосочетания, одновременно его рукой нанизываю кольцо пирамидки или перекладываю палочки. Когда ребенок сам начинает выполнять действие, закрываю рот экраном, затем снижаю громкий голос до разговорной громкости, затем постепенно увеличиваю расстояние. После такую работу провожу с аппаратурой с правильно подобранным режимом усиления.

Обучения восприятия на слух неречевых звучаний.
Работу по восприятию неречевых звуков начинаю с различения звучаний игрушек при выборе из 2-х, а затем из 3-х.
Различение провожу на материале только тех звучащих игрушек, которые доступны слуху детей. Это касается и расстояния. Если барабан слышит на расстоянии 4м, а металлофон на расстоянии 1м, то дифференциацию провожу на расстоянии 1м.
Первые 3-4 занятия учу различать на слух музыкальные игрушки резко противопоставленные по длительности и характеру звучания (например, длительный сигнал на дудке, и 1-2 удара по барабану). Впоследствии время звучания каждой игрушки должно быть примерно равным.
Учу детей различать и воспроизводить количество звучаний. Сначала 1 и много, потом 1 и 2, затем 1,2; 3,4 и т.д. Учу соотносить количество пальцев, называть числительные.
Затем учу детей различать на слух и воспроизводить громкость, слитность, темп звучания. Отвечать на вопрос: «Как звучало?».
Учу различать слухо-зрительно и на слух 2-х и 3-х сложные ритмы. Закрепляю произношением слов с правильно выделенным ударением. Речевой материал должен быть знаком для детей, актуален для обучения, звуковой состав должен быть доступен для всех детей.
Так же учу детей слушать друг друга, оценивать, смотреть правильно ли выполняет действие, задания другой ребенок.
Учу детей определять направление звука, без аппаратуры, в индивидуальных слуховых аппаратах. Сначала мы играем в игру: «Поймай меня». Завязываю ребенку глаза, отхожу на определенное расстояние, останавливаюсь и стучу в барабан или звоню в колокольчик и ребенок должен идти в сторону источника звука и поймать меня. Дети могут играть сами, под контролем. Очень нравится эта игра.
При обучении направления звука стимулирую детей показывать направление, называть его и называть источник звука.
Слушание и различение марша, вальса и польки тесно связанно с музыкальными занятиями. На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкой. Различая марш, вальс и польку, при прослушивании пластинок учу детей определенным действиям. Говорю им, что «Будем слушать музыку», учу отвечать на вопрос: «Что слушали?», верно соотносить таблички. Дети хорошо различают музыку.
Обучение различению и опознаванию на слух речевых звучаний.
Учу детей различать мужские и женские голоса, кто поет, кто говорит. Им нравится игра, когда угадывают кто говорит из детей.
Обучение дошкольников восприятию на слух речевого материала начинается с различения звукоподражаний. Перед ребенком выкладываю 2 предмета (например, самолет и барабан) без табличек, затем в микрофон произношу звукоподражания (в, татата) и показываю движения. Ребенок повторяет и произносит как может. Следующий этап, показываю движения, а произношу в микрофон за экраном. Затем учу ребенка различать на слух. Пары звукоподражаний планирую на неделю, если ребенок научился различать раньше, то беру на следующее занятие два новых звукоподражания. Если не научились различать за три занятия, то меняю звукоподражания, которое ребенок слышит хуже.
Со второго полугодия первого года обучения детей учу различать на слух и слова. К этому времени они уже соотносят таблички с предметами: дом, собака, рыба, юла, мяч. Сначала учу различать два слова (дом, собака), последовательно добавляю следующие слова. Далее во втором полугодии первого года обучения учу не только различать, но и опознавать слова на слух. Слова, которые вначале занятий различаются, т.е. картинки или предметы, в конце занятия прячу в мешочек или коробочку и предлагаю детям угадать, что там. Когда дети уже справляются с заданием, предлагаю опознавать слова на слух в начале занятий.
Так же учу различать и опознавать фразы, аналогичная работы на материале слов. Работу провожу таким образом, чтобы дети учились опознавать на слух фразы и слова вне ситуации.
На третьем году обучения начинаю работу по опознаванию на слух знакомых двустиший, четверостиший, детских песенок, загадок. В стихах и песенках дети должны научиться опознавать на слух отдельные слова и фразы. Научившись опознавать на слух хотя бы первые (или другие) слова знакомого текста, песни, дети узнают их и слушая весь текст до конца, мысленно сверяют известные им слова и фразы с теми, которые слышат.
На четвертом году обучения буду проводить подготовку к восприятию на слух текстов.
В процессе работы по развитию слухового восприятия учу слабослышащих дошкольников выполнять поручения, отвечать на вопросы. При этом очень важно, чтобы восприятие на слух определенного материала способствовало формированию устной речи детей в естественной ситуации. Учу, чтобы ребенок при прослушивании вопроса сразу отвечал на него, не повторяя, и при восприятии поручения выполнял его, тоже не повторяя. Правильность восприятия на слух проверяется ответной реакцией ребенка.
Развитие слухового восприятия должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Обучение произношению.
Произносительные навыки формируются на основе слухо-зрительного восприятия и подражанию речи взрослого.
В подготовительный период начинаю работать над речевым дыханием. Использую различные упражнения: дуть на кусочек ваты, мелкие игрушки, на салфетку, полоску бумаги. Использую логопедическую тренажерную программу «Дельфа - 142». Так же играем в игру «Кто дольше?» на длительность произнесения гласных (считаю на пальцах). Дети друг перед другом хвастают и стараются тянуть звук на одном дыхании дольше, чем другой ребенок.
Провожу работу над голосом. Для вызывания голоса использую тактильные ощущения, звукоусиливающую аппаратуру (подношу микрофон, чтобы ребенок услышал себя), использую аппарат ВИР. Еще ВИР использую для вызывания звуков, артикуляцию которых нельзя четко увидеть.
Первый этап обучения является не только периодом для подражания речи на слухозрительной основе, но и периодом нерегламентированного усвоения звуков в составе слова. Основные методические приемы в этот период, которые я использую, это отраженная и сопряженная речь, фонетическая ритмика, специальные игры.
Широко использую фонетическую ритмику: для вызывания звуков, произнесения слогов, слов, фраз, для развития голоса и дыхания. Фонетическую ритмику включаю почти в каждое занятие, часто как динамическую паузу.
Если первый этап обучения произношению основан на слуховой, зрительной основе (так же занятия у зеркала), тактильно-вибрационной, то следующий этап – это коррекция, постановка (механическим способом), автоматизация и дифференциация звуков. Использую артикуляционную гимнастику, иногда логопедический массаж, обучаю детей некоторым приемам самомассажа.
Так же провожу работу над дефектами голоса. Фальцетный голос – это высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Обращаю внимание ребенка, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка. Иногда голос понижается на звуках: а,м,в. Гнусавость исправляю энергичным произнесением слога ПА, показываю, что крылья носа не должны вибрировать. Слежу, чтобы у детей не было скандированной речи, чтобы было плавное произнесение слов, фраз на одном выдохе, с правильным выделением ударения.
В общении с детьми использую все виды речевой деятельности: устную (слуховое и слухо-зрительное восприятие), устно-дактильную, письменную (использую таблички, написание слов, фраз по ситуации).

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Конспект итогового занятия по развитию речи Формирование всех компонентов устной речи ребенка Материал для речевого развития дошкольников

Похожие статьи:

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Что такое диагноз ЗРР?

Истоки дарования детей на кончиках пальцев

Конспект занятия по развитию речи со слабослышащими дошкольниками старшей группы
Опубликовано: 3579 дней назад (4 февраля 2015)
Просмотров: 3139
Рубрика: Статьи.
+3
Голосов: 3
Елена Юрьевна Вохмянина # 4 февраля 2015 в 17:39 +1
Очень важная и полезная информация. Спасибо за вашу работу!