Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развивающие игры с деревянными палочками от мороженого

Методическое пособие "Палочки - выручалочки"
Актуальность проблемы: Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

В последние годы вопрос развития интеллектуальных способностей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех ступеней системы образования.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Таким образом, перед педагогами детского сада встает проблема поиска новых интересных и эффективных способов для интеллектуального и творческого развития дошкольников.

Одним из таких новых способов решения данного вопроса я предлагаю использование в работе с дошкольниками нетрадиционных развивающих игр с деревянными палочками, изготовленными своими руками.

Исходя из этого, была поставлена цель: создать условия для полноценного интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр с деревянными палочками.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс развивающих игр с деревянными палочками для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (пособие «Палочки-выручалочки»);
- внедрить пособие «Палочки-выручалочки» в работу ДОО и семьи.

Практическая значимость пособия в том, что предложенные развивающие игры могут быть использованы в работе не только в дошкольном учреждении, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Основные этапы работы над созданием пособия
Первый этап – изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.

Второй этап – разработка системы развивающих игр (пособие «Палочки-выручалочки»).

Ниже перечислены названия и раскрыты содержания развивающих игр, изготовленные с помощью деревянных палочек и способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей дошкольного возраста:
1. «Головоломка»
2. «Соотнеси по цвету»
3. «Найди место цифре»
4. «Разноцветные палочки»
5. «Построй фигуру»
6. «Домино»
7. «Укрась коврик»
8. «Закрой лишнее»
9. «Поиграем в сказку»
10. «Семья» (кукольный театр)
11. «Найди отличия»
12. «Вверх – вниз, вправо – влево»

На первый взгляд может показаться, что все игры знакомые, традиционные, но, несмотря на это, новизна их заключается в том, что в процессе используется нетрадиционный раздаточный материал, с помощью которого проводится игра.

Так, например, в игре «Головоломка», детям предлагается собрать изображение (геометрическую фигуру или предмет окружающего мира) из палочек, на которых изображены отдельные фрагменты. Кроме того, исходя из возрастных и индивидуальных способностей детей, можно добавить разные варианты решения поставленной задачи (изображение пронумеровать на раздаточном материале от 1 до 5,6,7… или обозначить последовательность составления целой картинки точками на деревянных палочках).

Одна из сложных, на мой взгляд, игра «Соотнеси по цвету», но своей красочностью, наглядностью и оригинальностью игра мотивирует ребенка на выполнения задания, достижения результата. Отмечу, что помимо развития познавательных процессов, данная игра развивает самостоятельность у дошкольника, которому предоставляется право выбора любой палочки из предложенных и самостоятельного поиска аналогичной цветовой последовательности кругов на игровом поле.

Развивающая игра «Найди место цифре» нацелена на закрепление и расширение знаний и представлений детей о цифрах и числовой последовательности от 0 до 10. Играя в данную игру, у ребенка задействованы все познавательные процессы (память, внимание, мышление, зрительное восприятие), кроме того, развивается координация движений пальцев рук. Дети с интересом играют в «сыщиков» потерянных цифр. Игра «Найди место цифре» представлена в двух вариантах с использованием наглядного оригинального раздаточного материала.
В развивающих играх «Разноцветные палочки», «Построй фигуру», «Домино», «Закрой лишнее» хочу отметить принцип вариативности, наглядности и доступности. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагог может усложнять или упрощать правила выполнения игр, таким образом, мотивируя дошкольника на достижение результата.

Так же хочу отметить, что в методическое пособие «Палочки – выручалочки» включены игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников: «Укрась коврик», «Поиграем в сказку», кукольный театр «Семья».

На третьем этапе - создавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр (пособия «Палочки-выручалочки») в процесс обучения. На занятиях и в свободной деятельности, индивидуальной работе использовались подобранные развивающие игры, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.

Для того, чтобы тема развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с деревянными палочками заинтересовала педагогов и родителей мной были проведены:
• Мастер - класс «Волшебные палочки».
• Выступление на педагогическом совете и родительском собрании на тему: «Влияние развивающих игр на интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста».
• Распространение пособия «Палочки-выручалочки» среди родителей. Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали пособие домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями.



Результативность
Изучены игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста, разработана система использования развивающих игр, разработанный материал использован в ДОО, в свободной и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

В результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические и проблемные задачи. Использование развивающих игр способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих игр очень велики, их активное применение педагогом или родителем в работе с дошкольником позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей 5-7 лет на ориентировку в пространстве по схемам

Похожие статьи:

Игры на развитие логического мышления у детей 3-4 лет

Развитие мышления у дошкольников в игровой деятельности

Игры и упражнения для развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Развитие причинно-следственных связей у дошкольников. Задания

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста | Эссе педагога-психолога ДОУ. Моя педагогическая концепция
Опубликовано: 1727 дней назад (4 марта 2020)
Просмотров: 5948
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!